ПРИНОШЕНИЕ ПРОКОФЬЕВУ

Приношение Прокофьеву

Приношение Прокофьеву10 марта, четверг 20:00
Прокофьев. «Классическая» симфония
«Ромео и Джульетта»

4-й концерт 9 абонемента «Приношение Прокофьеву»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Дирижёр - Юрий Темирканов
Борис Березовский - фортепиано

Прокофьев

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 1 «Классическая»
«Ромео и Джульетта», фрагменты музыки балета

Музыка Сергея Прокофьева, как будто не случайно выросшего в Сонцовке, – это всегда праздник, абсолютная творческая свобода, залитое ярким солнечным светом бесконечное пространство, «ликующее своеобразие, тут же узнаваемое слушателем» (С. Баневич). Прокофьев жил и творил вне времени – так олимпийски-ясная «Классическая» симфония написана тревожным летом 1917 в гулах войны и грядущей революции (!!!) – обращая на него внимание, как кажется, только по внешней нужде и необходимости. Он и русский, и космополитически универсальный, его язык понятен младенцу, при этом модуляционный строй Прокофьева восхищает пресыщенного и взыскательного меломана…

Сегодняшняя программа «Приношение Прокофьеву» составлена из трех прокофьевских шедевров, которые прозвучат в хронологическом порядке – Второй фортепианный концерт (1913, вторая редакция 1923), Симфония № 1 «Классическая» (1917) и фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» (1935, поставлен в Кировском театре в 1940).

Пусть Второй фортепианный концерт не так знаменит, афористичен и совершенен как прославленный Третий, но вот послушайте, что написал строгий Мясковский автору, прочитав за ночь партитуру: «По-моему, это классический концерт по ясности форм, сжатости мысли и определенности, выпуклости изложения. Темы превосходные… когда я вчера ночью Ваш концерт читал (уже лежа), я все время бесновался от восторга, вскакивал, кричал, и, вероятно, если бы имел соседей, сочтен был бы за сумасшедшего. Вы просто ангел!»

Концерт, нетрадиционно начинаясь с медленной части, состоит из четырех частей-картин, живо напоминающих об эпохе заката символизма и восхождения задиристых футуристов-будетлян – Хлебникова, Крученых, братьев Бурлюков, Маяковского.

23 августа 1913 года в Павловске состоялась премьера Концерта, за роялем был сам автор. Публика шикала и расходилась, пресса отозвалась лавиной брани, и только проницательный Вячеслав Каратыгин пророчески заметил: «Публика шикала. Это ничего. Лет через 10 она искупит вчерашние свистки единодушными аплодисментами по адресу нового знаменитого композитора с европейским именем». Стоит добавить, что прочтение Второго концерта Прокофьева знаменитым виртуозом Борисом Березовским, известное по записям – одно из самых блестящих и аутентичных замыслу и духу композитора.

Исааку Шварцу принадлежат слова: подражание – это плохо скрытое восхищение. Но у Прокофьева, кажется, по-другому – здесь больше не восхищения перед классиками, а молодеческого задора, хулиганства, куража: а что, я могу не хуже, а может, где-то и поинтереснее... «Классическая симфония» внешне кажется стилизацией, подношением Гайдну и Моцарту, однако стиль двадцатипятилетнего Прокофьева с его характерными ладо-гармоническими сдвигами, расцвечивающими простенькие мелодии, в ней безупречно узнаваем, и «Классическую» никогда не перепутаешь, скажем, с неоклассическими вещами Стравинского.

Сюжет для написания балета после долгих поисков Прокофьевым был найден в 1934 году с подачи известного переводчика и знатока античности, театра и кино Адриана Пиотровского. В итоге получился один из самых репертуарных балетов всех времен и, пожалуй, самая неожиданная, оригинальная и гениальная музыкальная фреска к знаменитой трагедии Шекспира. Хотя премьера «Ромео и Джульетты» в СССР в 1940 на сцене Кировского театра не была простой.  Галина Уланова – первая и главная Джульетта – делилась в воспоминаниях, как непривычно нова казалась музыка, лишенная ясно слышимого метрического пульса. Прокофьеву иной раз приходилось идти на уступки, корректируя партитуру, чтобы сделать ее более «танцевальной». Но триумфальный успех премьеры оправдал всё.

Победное шествие прокофьевского балета продолжается и сейчас – и в театральных, и в филармонических залах…{jcomments on}

1