7 ФЕВРАЛЯ. Чайковский - Моцарт в БЗФ

Чайковский - Моцарт

ЧМБЗФ07 февраля, воскресенье 20:00
Чайковский - Моцарт
3-й концерт 2 абонемента «Чайковский. Шесть встреч»
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижёр - Александр Дмитриев
Сергей Печатин - виолончель

Моцарт
Симфония № 25

Чайковский
Симфония № 5
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Тревожное начало 25-й соль-минорной Симфонии Моцарта хорошо памятно по кадрам из фильма Милоша Формана «Амадеус». В момент ее создания в 1773 году Моцарту всего лишь 17 лет, он живет в Зальцбурге под опекой своего иногда чересчур заботливого отца и под гнетом архиепископа-самодура Колоредо, позволявшего себе в адрес молодого человека грубые оскорбления и даже рукоприкладство.

Безусловно, 25-я симфония – это музыка бунта, протеста, о чем уже в первой части говорят резкие взрывы fortissimo, внезапные после тишайшего piano; возмущение оскорбленного самолюбия звучит в ней с первых тактов. Не будем забывать, что спустя несколько месяцев после написания этой симфонии выйдут в свет бунтарские «Страдания молодого Вертера» Гете, заявившие о начале движения «Бури и натиска» («Sturm und Drang»).

Музыка соль-минорной симфонии не была понята и принята ни отцом молодого композитора, ни тем более его работодателем – зальцбургским архиепископом, и Моцарт на долгих четыре года перестает писать симфонии.

Сегодня драматическая 25-я симфония Моцарта – общепризнанный шедевр и одна из наиболее репертуарных наряду с тремя последними (39-й, 40-й и 41-й «Юпитер»).

В этом концерте будут представлены два Чайковских: первый – молодой русский барин, наслаждающийся всеми прелестями привольной дворянской жизни в Вариациях на тему рококо (соч.33, первое исполнение 1877 год) и другой Чайковский,  зрелый художник – античный герой, вступающий в жестокую схватку с Роком в знаменитой Пятой симфонии (соч. 64, 1888 год).

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром – излюбленная симфоническая миниатюра виолончелистов и дирижеров, по выражению нашего современника композитора Сергея Баневича, «восхитительный музыкальный десерт, пир красоты и безмятежности». Как и в других ранних произведениях  композитора, написанных до трагического жизненного перелома, связанного с неудачной женитьбой, здесь очень много непосредственной радости жизни,  веселых жанровых сценок и описания милых шалостей молодого и немудрящего светского повесы.

Симфонии Чайковского – великие современницы грандиозных романов-полотен Достоевского и Толстого. Как и их литературные сестры, они  будут жить вечно, пока существует человек. Пятая – одна из трех последних и самых главных симфоний Петра Ильича. Несмотря на огромный и сравнительно быстрый успех у публики и исключительно высокую оценку его младшего друга и верного советника Сергея Танеева, сам композитор, отчасти под влиянием газетных критиков, долго колебался в оценке собственного творения, считая Пятую менее совершенным созданием, чем предыдущая, Четвертая.

Однако время распорядилось по-своему, и после ставших непререкаемыми интерпретаций Пятой такими великими дирижерами как Юрий Темирканов и Герберт фон Караян, в грандиозности замысла и совершенстве его исполнения не осталось ни малейшего сомнения.

Сам автор в своих записях так определил элементы программы симфонии: в интродукции первой части «полнейшее преклонение перед судьбой или, что то же, перед неисповедимым предначертанием Провидения», а в первых двух темах сонатного Allegro 1)  «…сомнения, жалобы, упреки…» 2) порыв «не броситься ли в объятия веры???». В эскизах второй части – драматический контраст манящего «луча света» и грозного ответа рока: «нет, нет надежды».  Третья часть – обворожительный вальс, отдохновение от забот и тревог. Завершается симфония проведением в финале главных тем первой части в мажоре, но что это – победа человека над безликими силами Рока или делано хорошая, но фальшивая мина при дурном развороте событий, «keep smile»? Однозначного ответа, наверное, нет, и каждый дирижер дает ответ всякий раз по-своему.{jcomments on}

1