21 января 2016, четверг, 20:00.
Большой зал филармонии
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Юрий Темирканов
Солист – Сергей Догадин скрипка
Глазунов: Концертный вальс № 2;
Шостакович: Концерт № 1 для скрипки с оркестром;
Рахманинов: Симфонические танцы
В программу внеабонементного концерта Заслуженного коллектива России под управлением маэстро Юрия Темирканова вошли три блистательных сочинения Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова.
Второй концертный вальс
Продолжая традиции М. Глинки и П. Чайковского, композитор обращался к танцу как к воплощению лирики и высоких человеческих чувств. Его вальсы – полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованные, с красивыми мелодиями – легко запоминаются и оставляют светлое впечатление. Это уже не просто красивая музыка для танцев. Ее можно слушать в концерте и наслаждаться разнообразием оттенков чувств и настроений.
Всего лишь год отделяет Концертный вальс № 1 от Концертного вальса № 2, но настроения, выраженные в них очень разные. Если первый – это воплощение тонких лирических чувств, то во втором слышны торжественные и фанфарные мотивы. Так и хочется подумать, что первый – это признание в любви, а второй – торжественное предложение руки и сердца великосветской красавице. А вот что ответит она – это каждый слушатель услышит сам.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен.
По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича.
Симфонические танцы
Симфонические танцы – оркестровая сюита в трех частях, завершенная Рахманиновым в 1940 году. Это последнее произведение Рахманинова было создано композитором в очень трудное время, на новом жизненном переломе в небывало короткий срок. Первоначально оно называлось Фантастическими танцами, а позднее, — Симфоническими танцами.
«Не могу забыть, что это была за работа, — вспоминала напряженную работу жена композитора. — ...Он непременно хотел кончить Танцы к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил...».
В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I — «День», II — «Сумерки», III —«Полночь», очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции он решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений. Сменяют друг друга разные эпизоды — волевые, лирические, мужественные и зловещие. Происходит противостояние разных сил, которое приводит к победе волевого, мужественного начала.
{jcomments on}
1