В ЭТОТ РАЗ МЫ ОПОЗДАЛИ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ!!!

В ЭТОТ РАЗ МЫ ОПОЗДАЛИ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ!!!

В ЭТОТ РАЗ МЫ ОПОЗДАЛИ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ!!!Рождественская сказка-2016 от Родиона Щедрина и Алексея Степанюка на сцене Мариинки-2

Мировая премьера новой оперы-феерии в двух частях современного классика Родиона Щедрина «Рождественская сказка» в постановке прославленного питерского режиссера Алексея Степанюка состоялась на Второй сцене Мариинки на следующий день после католического Рождества в субботу, 26 декабря. За дирижерским пультом, подчеркивая чрезвычайную важность события, стоял сам Валерий Гергиев.

К слову, те, кто соскучился по снегу, особенно дети, могут увидеть его теперь хотя бы на Второй сцене Мариинки в «Рождественской сказке». Впрочем, эта красивая святочная история не совсем детская: о придании ей универсального и даже отчасти злободневного смысла позаботился её автор – Родион Константинович Щедрин, внесший в сюжет сказки чешского литературного классика XIX века Божены Немцовой в переводе Николая Лескова, в тексте либретто собственного сочинения несколько изменений и дополнений, привязывающих сказочные события к месту и времени.

Королева называется Царицей всея Руси, она поет о том, что может кого угодно по собственной прихоти отправить в Сибирь, а придворная челядь наигранно вторит о безграничной любви и почтении, что также вызывает определенные ассоциации с современными российскими реалиями. Показательным акцентом выглядит и финальный хор Двенадцати Месяцев, оповещающий Царицу, придворных и весь зрительный зал:

- В этот раз мы опоздали из-за санкций!!!

Не забыта и нынче очень популярная тема «импортозамещения»:

- Голландские фиалки пахнут селедкой, хочу наших из леса,- капризничает Царица Всея Руси.

А когда «импортозаместители» в лице сначала Мачехи и ее дочки Злыдни, которые очень напоминают в реквизите от чудесного художника по костюмам Ирины Чередниковой рыночных хабалок, а потом и несчастная падчерица Замарашка оказываются поставщиками отечественных чудо-фиалок из декабрьского леса, Царица вместо обещанного «мешка золота»… устраивает им пытки и допрос на детекторе лжи, невольно отсылая зрителей к известным историческим, а, может быть, и к остро злободневным политическим аналогам.

Как говорится, сказка ложь, да в ней намек…

Творческий союз композитора Щедрина и постановщика Степанюка родился не вчера и принес уже немало признанных мировых хитов, прогремевших по всем музыкальным континентам на лучших мировых подмостках. Стоит вспомнить хотя бы недавние (январь 2015-го) гастроли их «Левши» в Нью-Йорке, имевшие ошеломительный успех.

Алексей Степанюк, получивший этой осенью «Золотую маску» за «Пиковую даму» и в этот раз блистал всеми гранями своего мощного, напоенного Светом, солнечно-лунного, утонченного и изысканного дарования.

Все сцены обеих частей Сказки нанизаны на сквозной образ полной луны, висящей в правом верхнем углу сцены: она двулика – с одной стороны луна дает свет, не позволяющий главному положительному персонажу сказки Замарашке сбиться с дороги в декабрьском студеном лесу, с другой – она своей навязчивостью и неизбежностью вносит звенящий диссонанс неблагополучия, господствующего в стране, управляемой прихотями самодурной Царицы. Если вы хотите брать у всех интервью, то тогда вам нужен диплом журналиста и для этого вам надо купить диплом журналиста , потом когда вы приобретёте диплом журналиста, вы сможете работать на любом радио канале!

Мизансцены Степанюка, верного ученика Висконти, по-хорошему кинематографичны, иногда гротескны, как, скажем, дуэт Мачехи и Злыдни, просыпающихся под идиотскими розовыми одеялами, которых зрители видят сверху, как если бы камера снимала их с потолка.

Гротескны и сцены с Царицей, грезящей о любовниках среди портретов известных киноартистов и бодибилдеров, возникающих на всем пространстве кулис. Гениально решен образ «детектора лжи» в виде пыточных колес, в которые кирасиры Царицы запихивают рыночных хабалок-обманщиц.

Ничуть не хуже и лирические сцены – арии Замарашки («Нежный аромат весны…» и другие), ее дуэт с Дровосеком, выход Двенадцати месяцев, ария Апреля «Это счастья кольцо…»

Что касается музыки как таковой, кажется, что Родион Щедрин достиг ныне в своем искусстве не просто «высшей власти», а какого-то запредельного совершенства, мелодии арий и ансамблей изощренно-изысканны и просты для понимания в одно и то же время, музыкальные характеристики персонажей лаконичны и точны; оркестровка и насыщенна, и в то же время очень деликатна, нигде не мешает певцам. Ну а оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева представляет эту прекрасную музыку в виде подлинного пиршество для слуха.

Волшебная и немного причудливая хореография Ильи Устьянцева придает визуальному ряду афористическую законченность совершенного жеста.

В целом, и музыка, и исполнение, и постановка настолько хороши, полновесны, «вкусны», наконец; настолько насыщены энергией Света и Добра, что не идти на «Рождественскую сказку» и не сводить детей просто невозможно. Да и кассовый успех подтверждает наши слова – билеты на все ближайшие представления давно распроданы.

Родион Щедрин, Валерий ГергиевРождественская сказка Щедрина-Степанюка в Мариинскомрежиссер Мариинского театра Алексей Степанюк, фото Дениса Усова{jcomments on}

1