Театр кукол in the Russian style

Театр кукол in the Russian styleТеатр кукол in the Russian styleА.Смирнова (текст)

Д.Смирнов (фото)

 С 19 по 24 ноября в Петербурге проходил второй «БТК-fest», состоящий из основной и off- программ. Еще на пресс-конференции стало понятно, что «театр кукол - это целая империя и в ней переплетаются разные жанры».

I.

Открыли мероприятие хозяева самоварной поляной во главе с Котом да Медведем (а они и есть символы фестиваля). И самовары на той поляне не простые, разные – где чай травяной, а где и покрепче, стол накрыт: где сушки погрызть, а где и огурчики, дабы закусить.

Пляшущие на всякий манер (а, смешно!) русские мужики с топорами да рубящие девушек-березок (а те с банными вениками на голове (гротеск, ага!)), медведь с горшком каши из топора, превращающейся из рук организаторов, выезжающих на лошадках и мешающих эту самую кашу ложками расписными, в золотистый фейерверк – все эти атрибуты русской сказочной жизни были продемонстрированы участникам и гостям фестиваля, многие из которых зарубежные театральные продюсеры и программисты. Да и тематика нынешнего фестиваля – русская народная.

II.

Множество спектаклей для детей и взрослых, как петербургских кукольных театров, так и гостей из Москвы, Архангельска, Хабаровска, Челябинска, Екатеринбурга, лекции на кукольно-сказочно-смеховую тематику, демонстрация лучших студенческих работ режиссеров анимации Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКИТ), работа «Фабрики мультфильмов», где учили азам пластилиновой, меловой, кукольной анимации, вечерние музыкальные программы (выступление групп «ИВА НОВА», «СКАЗЫ ЛЕСА», «Дунаевский Orhestra», вечер застольных песен) – вот все то интересное, познавательное, душевное, что происходило на протяжении шести фестивальных дней в стенах Петербургского Большого театра кукол.

Театр кукол in the Russian styleIII.

Почти все детские спектакли играли на камерной сцене. А это роскошное фольклорное представление о Журавле и Цапле, о Волке и Лисе театрального проекта «Круглый год» (СПб.,), «Сказки из маминой сумки» (Проект Марфы Горвиц, г.Москва), где кукол заменяют обычные привычные окружающие нас вещи, «Муха-Цокотуха» («Творческое объединение 9», г.Москва) приглашающая на праздничное чаепитие и окунающая зрителей в атмосферу настоящей русской ярмарки-сказки начала ХХ века.

Театр «Кукольный формат» (СПб) открыл фестиваль премьерным показом спектакля для взрослых «Пиковая дама». «КУКФО» продолжает серию петербургских мифов, начатую в 2003 году спектаклем «Всадник Cuprum» по «Медному Всаднику» Пушкина и продолженную «Ошибкой студента Раскольникова» – кукольным комиксом по «Преступлению и наказанию» Достоевского» – читаем в красивой программке. А после видим чудесный петербургский миф. Да, Петербург XIX века здесь выдержан во всем: в декорациях, в светоцветовом и музыкальном оформлении, в реквизите, даже в костюмах актрис, играющих параллельно с куклами – точными образами героев пушкинского произведения.

Театр «Karlsson Haus» (СПб) рассказал зрителям сказку про загадочную русскую душу. А она, русская душа, многогранна: может быть и такой и этакой. Тут вам из героев старик со старухой, и появление у них младенца, и путь и шествие главного героя (Вани то бишь!), и дракон в виде чемодана: а внутри дракона Париж расположен. И спасение, и предательство имеют место быть. А конец печальный, но романтичный, душещипательный… Спектакль «Ваня»,являясь лауреатом Высшей театральной премии Санкт- Петербурга «Золотой Софит», сейчас номинируется на «Золотую маску».

Очень порадовала команда Пензенского областного театра «Кукольный дом». Они привезли на фестиваль спектакль по произведению С.Мрожека «Убить Кароля». Люди в черном (кукловоды в хирургических масках и халатах) совершают некоторые операции (вдыхают жизнь) на столе с куклами-героями: Врачом, Дедушкой и Внуком. Внук, скорее всего НКВД-шник, в черной кожанке приходит к Окулисту и просит вылечить зрение своему Дедушке. Дедушка одержим одной идеей – убить некоего Кароля. Миниатюрная мебель, детально проработанные вещи-все натуральное, правдивое заполняет комнату, в которой происходит действо.  Сюжет по Мрожеку, но постановка на советский пугающий лад.

В начале спектакля звучит магнитофонная запись речи Леонида Ильича Брежнева: «Мы оптимисты потому, что верим в свою партию, знаем путь, который она указывает, единственный верный путь». А уже в середине – иная речь внука: «Мы ведь не ученые, мы стреляем». И как-то очень сильно веет эпохой другого вождя.

Микроавтобусный московский театр «Тень» на этот раз привез «Лиликанские версии волшебных сказок». Спектакли «Суд. Шесть миров» (Театр«AXE»,СПб.), «Песнь Песней» (БТК) затрагивают библейскую тематику. Были на фестивале и спектакли с фантастической темой – «Сказки роботов о настоящем человеке» по С.Лему (театр «Трикстер, г.Москва) и космическая фантазия для взрослых в стиле Р.Брэдбери «Экспедиция» (Челябинский областной театр кукол им.В,Вольховского).

А завершился БТК-fest спектаклем, посвященным 70-летию Победы. Зрителей в зале оказалось в два раза больше, чем предполагалось. Наверное, потому что «Ленинградка» – история о нашем городе в непростые для него времена. В постановке Государственного академического театра имени С.В.Образцова, интересной смешением жанров, театра и кино, рассказывается история девочки Вали. Она переживает блокадные дни и в этом юной ленинградке помогает домовой. Черно-белая жизнь ребенка, как и кадры кинохроники, освещаются ярким отсветом огня печки-буржуйки, настоящим мандарином- гостинцем, припасенным домовым из праздника прошлой мирной жизни. Домовой сохраняет жизнь девочке. Дом дает возможность выжить.

Фестиваль завершен, но организаторы пообещали, что на следующий год будет третий, не похожий на предыдущий  театрально-кукольный праздник. Главное – не повторятся!{jcomments on}

1