Вспененный поток Россини

ВСПЕНЕННЫЙ ПОТОК РОССИНИ

ВСПЕНЕННЫЙ ПОТОК РОССИНИ6 декабря на сцене Концертного зала Мариинского театра в концертном исполнении прозвучала знаменитая комическая опера Джоакино Россини «Золушка». Музыкальный руководитель постановки – Лариса Гергиева, дирижер Владислав Карклин.  

«Золушка», написанная в 1817 году – одна из самых репертуарных опер Россини, ставящаяся, однако, на мировых театральных подмостках гораздо чаще, чем у нас. Либреттист Якопо Феррети переписал сказку Перро для оперы Россини по-своему: у  его Золушки вместо злой мачехи – отчим-пропойца, а место потерянной туфельки занимает подаренный браслет.

…Но можно ли придумать что-нибудь сложнее, чем удерживать внимание зала концертным исполнением итальянской оперы с бесконечно похожими одна на другую сладкими каватинами, ариями и ансамблями, с беспрестанными кадансами, будь это даже Россини? Ведь и самими композиторами бельканто, верно, предполагалось, что добрая половина художественного впечатления должна производиться драматическим действием, неожиданными поворотами сюжета, нелепыми положениями, в которые попадают герои, комедийными мизансценами, реквизитом, наконец!!!

В какой-то мере музыка и пение (не у Россини, конечно) могут здесь играть вспомогательную роль. Большое значение имеет и язык, пересыпанный шутками, намеками, недомолвками, острыми словцами. Здесь же слушатель – в силу особенностей жанра концертного исполнения – был лишен возможности следить за переводом бегущей строкой, а знатоков итальянского, надо полагать, в зале могло набраться не так уж и много.

Однако вечером 6 декабря на сцене Концертного зала Мариинки произошло настоящее чудо. Почти полный зал, не шелохнувшись и лишь иногда – после особенно блестящих вокальных номеров – взрываясь лавинами аплодисментов и восклицаниями «Браво!», самозабвенно внимал полуторачасовому Первому действию. После антракта, когда казалось, количество публики могло уполовиниться, ничего подобного не произошло: ушли только мамы с маленькими детьми – не более 5% от всего количества восторженной публики. Второе действие закончилось полным триумфом – рукоплесканиями и многократными «брависсимо!!!» публика не отпускала артистов со сцены минут пятнадцать.

Это чудо, безусловно, не возникло само собой, у него есть конкретные авторы – хорошо известный у нас, в Германии и в других музыкально просвещенных странах постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра Владислав Карклин и ансамбль блестящих вокалистов под началом художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра Ларисы Гергиевой.

лариса абисаловна гергиеваКогда я слушал арии и ансамбли в «Золушке» в этот вечер, мне вспоминались рассказы учеников Ларисы Абисаловны о ее уроках, с которых им не хотелось уходить. Строгий педагог, она требует не только безупречного владения голосом, но и глубочайшего проникновения в исполняемое произведение: необходимо знать все о композиторе, все о вещи, которую ты сейчас поешь, и, безусловно, помнить, что певец – это, в первую очередь, артист, драматический актер. Ну и, конечно же, в Академию Ларисы Гергиевой попадают только самые талантливые, богато одаренные от природы вокальными данными певцы.

Все это было видно и слышно в великолепно артикулированных исключительных по сложности исполнения фиоритурах Алексея Татаринцева (Рамиро), в уморительной буффонаде Ярослава Петряника-Дандини и в видимо легко преодолевшей все тесситурные трудности Ирине Шишковой (Золушка).

Нельзя не сказать нескольких слов и о втором авторе чуда – дирижере Владиславе Карклине. Он родился в Ленинграде в 1971 году. Будучи по образованию кларнетистом, пианистом и дирижером (у него два высших музыкальных образования – СПБГК и Дюссельдорфская Консерватория имени Роберта Шумана), за пультом он вполне оправдывает свое звание «человека-оркестра». Аккомпанируя певцам, он заставляет инструменты оркестра по-вагнеровски вступать в диалоги с вокалистами. Его манера исключительно деликатна, ему достаточно простых элегантных жестов, иногда намеков, чтобы полностью объяснить (именно объяснить, а не навязать) оркестру свое понимание музыки. С «невыносимой легкостью бытия» он справляется с оркестром и хором одновременно, выказывая при этом исключительное чувство стиля и блестящее остроумие. Его Россини, начиная с увертюры, несся вспененным игристым потоком с подлинно итальянской южной силой и страстью. Мне даже припомнилось из Кузмина: «Теперь и пенного Россини по-новому впиваю вновь…»

С 2011-го маэстро Карклин  – постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра. За время сотрудничества с Мариинским театром Владислав Карклин уже продирижировал такими спектаклями репертуара как «Евгений Онегин», «Псковитянка», «Аида», «Набукко», «Паяцы», «Путешествие в Реймс», «Сон в летнюю ночь», «Богема». Будем надеяться, что это только самое начало. Кстати, ближайший его спектакль – «Риголетто» 16 декабря на сцене Мариинки-2.

Возвращаясь к «Золушке», прозвучавшей на сцене КЗМ 6 декабря, нужно признать, что даже на фоне сверхизобилия первоклассных программ на всех сценах Мариинки, она привлекла внимание большой театральной публики города и стала заметным событием сезона 2015/16.{jcomments on}

1