КОГДА ЗВУКИ ВЗВИВАЮТСЯ ПЛАМЕНЕМ

Жанна де Арк      18 марта Филармония преподнесла слушателям поистине великолепный подарок – драматическую ораторию-мистерию Онеггера «Жанна д”Арк на костре». Эмоционально насыщенная, полная трагизма, порой лиричная и все же героическая музыка, воплощенная талантливыми музыкантами и драматическими актерами на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, - что может быть прекраснее.
     Сначала я страшно переживала, что не успела приобрести программку с текстом драмы, так как предполагалось, что произведение будет исполняться на языке оригинала. А потом, уже во время действа, боковым зрением замечая, как погружены в свои листочки близсидящие соседи, как они, во что бы то ни стало, пытаются следить за сюжетом, поняла, что мне просто повезло – я слушала Музыку, в том числе и музыку французского языка. Ибо кто из нас не знает трагическую историю Жанны из Домреми, ставшей символом самоотверженной борьбы с иноземными захватчиками, возглавившей войско и выгнавшей англичан из Орлеана в 1429 году, а затем преданной и брошенной на костер? В Оратории рассказывается о последнем часе жизни Жанны (Ксения Раппопорт), когда к ней приходит монах Доменик (Сергей Замораев). Вся жизнь великой французской героини словно проносится перед глазами внимающего мелодическим нюансам слушателя.

Онеггер почтительно относился к традиционным музыкальным формам, поэтому наряду с нервными, напряженными фрагментами он широко использует элементы барочной музыки с вкраплением средневековых мотивов. Все это создает необычайные ощущения и погружает слушателя в атмосферу средневековой Франции. Строгое и сдержанное, но внутренне эмоционально насыщенное исполнение дало возможность оркестру под руководством французского дирижера Эммануэля Ледюк-Барома передать не только трагедию отдельной личности, но и несовершенство мира в целом, не важно, происходит это в начале пятнадцатого века или во время нацистской оккупации во время Второй мировой: постановка оратории в 1939 году вызвала народные манифестации. Справедливости ради надо сказать, что иногда оркестр заглушал прекрасное исполнение вокальных партий, это тем более обидно, потому что в числе вокалистов были Олеся Петрова и Петр Мигунов, которых всегда слушаю с большим удовольствием.
     И вот что удивительно: изящный облик и тонкая эмоциональная игра Ксении Раппопорт уже после концерта каким-то образом не «отпускала» и тревожила. Почему? Кого мне напоминает эта, словно из Серебряного века явившаяся, актриса? Иду Рубинштейн, вот кого. И вдруг знакомый меломан сообщает мне по телефону: «А ты знаешь, что Онеггер создал свою «Жанну» по заказу Иды Рубинштейн?». Ну это уж слишком! Мистика какая-то! Но, покопавшись в литературе, выясняю, что, действительно «либретто написал Поль Клодель, младший брат скульптора Камиллы Клодель, модели и возлюбленной Родена. Произведение было написано по заказу актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, ранее вдохновившей Равеля на создание «Болеро», Стравинского на «Поцелуй Феи».   
     Запомнилось великолепное построение хоровых партий в сочетании с прекрасным исполнением Певческой капеллой Санкт-Петербурга и Хором мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки. А когда звуки струнных взвились пламенем костра, а было именно такое ощущение, я поняла, что это лучшее произведение о Жанне д”Арк.   
        {jcomments on}

0