Музей-памятник «Сампсониевский собор».
25 ноября, среда. Начало в 19 часов.
ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ, ПАРТЕСНЫЕ КОНЦЕРТЫ, Д. БОРТНЯНСКИЙ, П. ЧАЙКОВСКИЙ, П. ЧЕСНОКОВ, С. РАХМАНИНОВ
Камерный хор «РОССИКА». Художественный руководитель и дирижер – заслуженная артистка России Валентина КОПЫЛОВА-ПАНЧЕНКО
Русская духовная музыка XVII – XX веков прозвучит 25 ноября в Сампсониевском соборе в исполнении Камерного хора «РОССИКА», художественный руководитель и дирижер – заслуженная артистка России Валентина КОПЫЛОВА-ПАНЧЕНКО.
Сампсониевский собор – старейший в городе, он заложен Петром I в ознаменование победы в Полтавской битве. Главным украшением храма является уникальный деревянный барочный иконостас, а в стенах собора хранится бесценная коллекция икон, относящихся к первой половине XVIII века, в том числе такие реликвии, как «Лицевые святцы» (это самые большие иконы подобного рода в Санкт-Петербурге).
На редкость созвучна «голосу истории», живущему в этом храме, программа концерта: от древнерусского роспева до Рахманинова.
Содержание концерта – это своего рода музыкальная антология основных направлений древнерусского певческого стиля, в том числе редко звучащая музыка: знаменный роспев, монодия, знаменное многоголосие, демественное многоголосие. Будут исполнены партесные концерты конца XVII – начала XVIII вв., которые относятся к стилю, известному в истории русской духовной музыки как «московское хоровое барокко». Прозвучат концерты Николая Дилецкого и Ст.Шеверовского, которые были украинскими учителями московских композиторов-«творцов», в первую очередь руководителя («уставщика») Хора государевых певчих дьяков императора Петра I «Василия Титова сына» (Василия Титова).
Хор исполнит духовные концерты XVIII в. – жанр, связанный с именами композиторов петербургской композиторской школы (хотя многие из них по велению императрицы Екатерины Великой были привезены мальчиками с Украины: Бортнянский, Березовский, Ведель, Дегтярев и др.). Музыкальный стиль духовных концертов соединяет в себе черты классического европейского концертного стиля и черты московского партесного стиля. Музыка Д. Бортнянского пережила свое время и любима как музыкантами, так и публикой по сей день.
Духовные сочинения композиторов XIX – начала XX вв. соединяют в себе все многообразие музыкальных индивидуальных стилей русской классической школы. Помпезный европеизированный стиль Придворной певческой капеллы А.Львова и Н.Бахметева, оживотворенный гениями Глинки, Чайковского и Архангельского – и «славянский», близкий к древнерусскому роспеву стиль композиторов «Новой московской школы» XX в. – Никольского, Кастальского, Чеснокова… И – вершина этого стиля: Рахманинов.
Лауреат международных конкурсов Камерный хор «Россика» начал выступать в 1976 –1977 гг. под названием «Ансамбль старинной русской музыки», став первым в Ленинграде исполнителем образцов древнерусского певческого искусства и русского хорового барокко XVII – XVIII вв. Хор «Россика» - лауреат многих концертов-фестивалей и победитель конкурса профессиональных хоров и ансамблей (Гран-при – Италия). Маршрут зарубежных гастролей охватывает около 20 стран.
Заслуженная артистка России Валентина КОПЫЛОВА-ПАНЧЕНКО – основатель, художественный руководитель и дирижер петербургского Камерного хора «Россика», лауреат конкурса дирижеров «Мировая духовная музыка» (Италия, 1998, I премия); награждена орденом Георгиевского союза России и памятной медалью «Юбилей Георгия Свиридова», организатор фестиваля «Тысячелетие крещения Руси» (совм. с Д.С.Лихачевым – «Византия и Древняя Русь»; совм. с Л.Н.Гумилевым – «Древняя Русь и Великая Степь», совм. с А.М.Панченко – «Золотой век – XVIII»), а также фестиваля духовной музыки и фольклора «Святки 1998 – 2013» на сцене Малого зала Санкт-Петербургской Филармонии. {jcomments on}
1