ЭКСГУМАЦИЯ ПРОШЛА УСПЕШНО

жигуновИ вот оно состоялось, это событие. Браво! Этот фейерверк эстетизмов и пир фантазмов, этот вихрь синтез-проектов под общим названием «Эксгумация и пряники». Это действительно событие, независимо от того, нравится оно кому-то или не нравится. В конце концов, оно, это событие, как теперь говорят, не доллар, чтобы всем нравиться. Я же на оном просмотре смеялась и плакала аки дитя. Да и как не рассмеяться, когда на экране со всей своей краснознаменной советской цыганщиной под что-то заграничное-англоязычное выделывает коленца нелепый Сличенко.

А ведь его комичное трепыхание завершает очень глубокий, скупо, но чудно срежессированный стихо-клип «Когда умирают» на стихотворение В.Хлебникова. А вот другая, противоположная (по названию) тема: «Радость жизни». Ничего не подозревающий зритель расслабленно сидит в кресле, умиляется душой, расплывается лицом, лицезря незабудки и фиалки под музыку солнечного Грига. И тут – бац! Дело-то, оказывается, на кладбище происходит!
     А каковы были облепленные тесными купальниками туши прелого мяса на многолюдном пляже («В провинции»)! Да так ли уж верно то, что человек – венец творения? Или, может быть, только влюбленные, у которых башни сносит, и есть люди?

     Были и такие картины, где становилось больно оттого, что ничем не можешь помочь герою, что тщетна вся суета, что не так уж много в мире вещей, которые действительно нужны, как нужны любовь и верность, как нужна вечно жертвенная, вечно женственная, всегда юная ангел-невеста («Я осталась одна» В.Шершеневича). А до чего трогателен мрачно сосредоточенный Пьеро («Поэза спичечного коробка» И.Северянина), с помощью спичек пытающийся найти смысл существования в замкнутом пространстве своего убогого жилища.   

     Но не только смех и слезы – бывало, что и мурашки пробегали, причем целыми толпами, таков, к примеру, клип  «Конина». Вроде бы тысячу раз виденный на экране телевизора атомный гриб, а как «цепляет»! Возможно, потому что этот апокалиптический ураган, неизбежно вызывающий мысли о конце света, изображается вкупе с читающей стих меланхолично-безразличной дамой, превращающейся в такую же статую-призрак, как и ее визави, отсылая нас к  «Циникам» Мариенгофа.
     Наверное, кто-то мне возразит и станет нудно перечислять недочеты-недостатки. Но тут я встану в позу и неоригинально так возражу: а у кого их нет? Назовите хоть одно произведение, в котором не к чему было бы придраться. Кто назовет, пусть первым бросит в меня камень или еще что-нибудь тяжелое - видеокамеру, например, или профессиональный фотоаппарат. И правда, придраться всегда можно. Даже если возьмем кого-то из непререкаемых, Чайковского, например, то сразу скажем, что там много пустых неоправданных длиннот. Ну вот, опять я о музыке, и неспроста: музыка в данном проекте подобрана замечательно. Неся большую смысловую нагрузку, порой она это делала (несла) даже слишком усердно. Я же считаю, что когда обыгрывается стихотворение, все остальное можно несколько притушить, кроме режиссуры и актерской игры, разумеется. А это было весьма и весьма. Просто диву даешься и не устаешь восхищаться буйством фантазии наших замечательных авторов. Пожалуй, единственное, что вошло вразрез с моим представлением о литературной первооснове – клип на пересказанный в разные эпохи, на разные лады и разными авторами миф о рождении ребенка от дьявола, то есть ролик на текст Михаила Кузмина. Впрочем, это дело вкуса творца и зрителя. Главное – осуществление великолепного и многотрудного проекта, с чем блестяще справились наши славные Zlystra&Pupstrip. Браво! {jcomments on} 

1