ЕВГЕНИЙ ЛУКИН. ТАНКИ НА МОСКВУ

ЕВГЕНИЙ ЛУКИН. ТАНКИ НА МОСКВУ

Евгений Лукин. Танки на МосквуДо Лукина биография Джохара Дудаева была написана и издана на русском языке лишь раз – это сделала русская вдова мятежного чеченского генерала, выпускница Художественно-графического факультета Смоленского педагогического института Алла Дудаева (Куликова). Называлась та книжка «Миллион первый» и вышла лет десять назад в московском андеграундном издательстве «Ультракультура» в серии ЖЗЛ – «Жизнь запрещенных людей».

Книга вдовы получилась абсолютно апологетической, что, впрочем, нисколько не удивляет, а только говорит о том, что у Дудаева и его жены была дружная и крепкая, настоящая офицерская семья.

Необходимость появления биографии Джохара, написанной с другой стороны линии фронта, представлялась самоочевидной.

Евгений Лукин. Танки на МосквуИ вот в октябре сего года такая биография с заголовком «Чеченский волк. Повесть о Джохаре Дудаеве» вышла из-под пера участника Первой чеченской войны, известного петербургского поэта, писателя и переводчика Евгения Лукина. В целом получилось что-то в стиле «новейший Плутарх» – небольшие изящные главки-притчи, которые в картинках a la orbis pictus представляют объемный и многогранный портрет героя. Стилистически проза Лукина, пожалуй, происходит от небольших рассказов и повестей известного и почитаемого им петербургского мастера эпохи модерна – Михаила Кузмина. Когда читаешь «Чеченского волка», нередко вспоминаешь стилистику и даже отдельные приемы и обороты автора «Подвигов Александра Великого» и «Жизни Иосифа Бальзамо, графа Калиостро».

Кроме биографии Дудаева под обложкой книги содержится чеченская повесть «Танки на Москву», которая и дала общее название. Эти две вещи достойно восполняют досадный пробел в литературе, посвященной современной чеченской истории, так как большинство из трудов участников тех драматических событий посвящены не первой чеченской войне, закончившейся поражением, а второй – должно быть, в силу того, что она оказалась победоносной.

Очень хорошо, что, несмотря на лаконичный и изысканный слог, литературный жанр книги – чистый беспримесный нон-фикшн. Это документальная проза, в которой нет никакого художественного вымысла, даже в диалогах. Каждый рассказ, каждая байка имеют под собой документальное свидетельство.
В повести фигура Дудаева не демонизируется, но и не героизируется. Автор стремится показать ее во всем противоречии и трагизме. Кроме самого Дудаева на страницах повести несколькими штрихами мастерски набросаны портреты других участников событий – жены генерала, его соратников и противников – Яндарбиева, Масхадова, Басаева, Завгаева, Лабазанова, Гантамирова, его вольных или невольных оппонентов – Ельцина, Полторанина, генералов Павла Грачева, Анатолия Романова и других.

Стоит отметить, что опубликованный текст повести – это вариант, сокращенный под формат серии «Писатели на войне, писатели о войне». Полностью повесть – в два раза больше, и, надо полагать, полнее и сложнее.

Есть искус цитировать некоторые наиболее драматичные и мастерски выписанные куски, но я воздержусь от этого – книжка небольшая, лучше взять и прочесть самому, благо читается легко и чрезвычайно увлекательно.

Книга Евгения Лукина «Танки на Москву», к сожалению, распространяется лишь в Санкт-Петербурге, хотя интерес к персоне генерала Дудаева и к событиям на Кавказе двадцатилетней давности, безусловно, имеет всероссийский, а может быть, и еще более широкий масштаб. {jcomments on}

1