Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУ

Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУ

Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУспециально для «Вече Санкт-Петербурга»

15 октября в Малом зале Филармонии свой петербургский сезон 2015/16 открыл хорошо знакомый петербуржцам дуэт Максим Федотов-Галина Петрова. В программе - великие сонаты Шуберта, Брамса и Прокофьева. Незадолго перед концертом народный артист России знаменитый дирижер и скрипач Максим Федотов любезно ответил на наши вопросы – за себя и за красавицу-жену, присутствовавшую рядом и вдохновлявшую его…

В СИРИУСЕ ВОСПИТЫВАЮТ БУДУЩУЮ ЭЛИТУ РОССИИ

- Максим, Вам в конце этого лета довелось работать в сочинском детском центре «Сириус». Расскажите, пожалуйста, об этом.

- «Сириус» - это очень красивый профессиональный проект, который, я так понимаю, вдохновлен нашим высшим руководством и патронируется им.

Ему придается очень серьезное и большое значение. Я вернулся оттуда в сентябре. Это всероссийский образовательный центр для одаренных детей самых разных профессий и направлений. Это культура, музыка, живопись, спорт, гимнастика, фигурное катание, математика, разные прочие точные и неточные науки. Я так понимаю, что там происходит формирование будущей элиты российского общества в области культуры, науки, техники и так далее. Этим занимается фонд «Талант и успех», которым руководит знаменитый музыкант виолончелист и дирижер народный артист России Сергей Павлович Ролдугин. И во всем, что касается культуры и, конечно же, музыки, все, что делается в «Сириусе», происходит в теснейшей связке с Санкт-Петербургским домом музыки, которым Сергей Павлович руководит, являясь его организатором, руководителем, вдохновителем и автором всех его основных проектов. Это является основным гарантом профессионализма и успеха и самого высшего стандарта качества во всем. Я лично могу засвидетельствовать, что там очень талантливые ребята, которые отбирались различными комиссиями по разным наукам и специальностям, там штат очень известных педагогов, которые специально приглашаются. Кроме того, там совершенно уникальные условия – сейчас это называется «Сириус», а во время Олимпиады это был пятизвездочный отель «Азимут» прямо рядом со знаменитым стадионом Фишт на набережной, на первой линии. У них собственный пляж, огромная феноменальная территория, феноменальное само по себе здание. Там понимаешь, что в России есть Москва, Петербург, Сочи, а потом уже все остальные музыкальные и немузыкальные столицы. На сегодня там было уже четыре смены по 24 дня. Идя по коридорам, ты спокойно можешь увидеть там Тарасову или Бобрина, Ягудина, Андреяку или… Путина с Лукашенко или Назарбаевым. Мы тоже встретились там со многими нашими замечательными коллегами. Мне лично было очень приятно заниматься с теми ребятами, которые там были – несколько молодых и талантливых скрипачей и скрипачек. Смена заканчивается, как правило, большим концертом музыкантов.

Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУ- Максим, в Петербурге Вы часто выступаете под брендом уже упомянутого Вами Дома музыки…

- С Петербургским Домом музыки меня связывают давние и очень серьезные отношения с самого момента его возникновения, ежегодные и многократные мастер-классы, концерты в разных городах России, в том числе, и дирижерские… И мне очень приятно, что Дом музыки ведет и этот гигантский сочинский проект – «Сириус»…

КОРЕЙСКИЙ ГРОМ, ПЕРСИДСКАЯ АСКЕЗА И РУССКИЙ АГЕНТ ФУРТВЕНГЛЕР

- Расскажите о Вашем предстоящем сезоне, и, может быть, несколько слов о прошедшем, самые яркие страницы…

- Несмотря на то, что в очередной раз в своей жизни я стал больше заниматься профессорской деятельностью – наряду с тем, что я остаюсь профессором Московской Консерватории, я теперь еще руковожу кафедрой всех струнных инструментов в Московском институте музыки имени Шнитке, все-таки, что для меня очень важно, моя исполнительская и дирижерская деятельность от этого не пострадали. В прошлом сезоне это были концерты в основных залах Москвы, Питера, по городам России, в Южной Корее, как всегда в Хорватии, где прошел очередной фестиваль «Musica Maxima»,  ряд концертов с Загребским камерным оркестром, которым я также руковожу, сейчас только что приехали с Галей из Италии, где были наши выступления в Милане на Экспо и в Риме, до этого было Охридское лето в Македонии – колоссальнейший фестиваль, которому уже 55 лет, и на который съезжаются все наши корифеи. Там мы встретились с Максом Венгеровым, и выяснилось, что мы с Галей и он со своим партнером два дня подряд играли, не сговариваясь,  одну и ту же программу. В минувшем августе мы играли «Ромео и Джульетту» Чайковского в Южной Корее невдалеке от границы с ее северным соседом. А концерт, оказывается, транслировался прямо на границе в репродукторы. Был непогожий день, гроза даже, кажется, и вдруг возникло ощущение, что разразилась какая-то страшная буря. Мы думали, что гроза, а потом выяснилось, что это Северная Корея начала тот самый знаменитый обстрел…

Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУ- Максим, в связи с этим я вспоминаю, как несколько лет назад в Москве на концерты оркестра «Русская Филармония» под Вашим управлением собирался весь дипкорпус, и – невиданное дело! – после третьего биса корейский посол уезжал под ручку с японским!

- Да, были времена… Одним из наиболее ярких воспоминаний прошлого сезона было участие в жюри Конкурса Чайковского – не все результаты меня устроили, но на то и много мнений, много разных членов жюри из разных стран. К счастью, все-таки есть вторая и несколько третьих и четвертых премий, хотя я бы немножко все по-другому расставил. Сезон 2015/16 открывается в Петербурге 15 октября в Малом зале Филармонии с такой очень серьезной программой из грандиозных сонат – Шуберт, Брамс, Прокофьев. Это очень важно для нас, потому что Питер – это мой родной город. Следующий концерт в Петербурге будет 11 ноября в Капелле по линии СПб Дома музыки с совершенно замечательным солистом Никитой Борисоглебским (Скрипичный концерт Сибелиуса), я там буду дирижировать «Риенци» Вагнера и «Пер Гюнт» Грига. 27 октября в Большом зале Московской Консерватории, а потом полечу дирижировать оркестром Македонской филармонии, потом у нас с Галей концерт в Минске, потом в Вене и так далее… В этом году мы расширяем нашу гастрольную географию выступлениями в Иране с Тегеранским Симфоническим и два recitals, где Галина обязана будет носить хиджаб, начиная с выхода из самолета и, естественно, включая игру на рояле в концертном зале (это не шутка). Мы с большим волнением ждем встречи с этой новой для нас публикой. Будем играть там русскую музыку, но отмечать концерты также не придется, потому что там сухой закон.

- Не советую только исполнять там «Стеньку Разина» Глазунова – эпизод с убийством персидской княжны может слишком взволновать темпераментных иранцев. Пример Грибоедова заставляет быть осторожным. Есть, кстати, странная запись этой симфонической поэмы, сделанная якобы Фуртвенглером в Вене в феврале 1945 года, хотя вдова дирижера высказывала сомнения в правильности ее атрибутирования…

- Это действительно запись Фуртвенглера. У меня есть вся эта серия, все его лайфовые записи с Берлинской и Венской филармониями с 1939 по 1945 год. Причем многие программы (с указанием даты, места, состава оркестра) включают произведения русской музыки, в том числе в гитлеровском Берлине, например, первое отделение – «Зимние грезы» Чайковского, второе – Четвертая Брамса, следующий концерт – Василий Калинников, Симфония соль минор, во втором – то ли Третья, то ли Пятая Бетховена… Вот такая борьба с нацизмом изнутри.

Н. А. РОССИИ МАКСИМ ФЕДОТОВ: ПЕТЕРБУРГСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ НАДО ЗАНЕСТИ В КРАСНУЮ КНИГУГИМН ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ И ЕГО ГРАЖДАНАМ

- Максим, а что такое, по-Вашему, Петербург-Ленинград в музыке? «Ленинградская» Шостаковича и «Город над вольной Невой» Соловьева-Седова, или что-то еще?

- «Красная стрела» до сих пор приходит и уходит под «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник» в исполнении, кстати, оркестра Ленинградской Филармонии, дирижер Виктор Федотов. Я был очень маленький, но помню, когда эта запись делалась. Не так давно нам с Галей позвонили из посольства Северной Кореи и сказали, что хотели бы с нами пообщаться и, может быть, о чем-то договориться. Мы, в конце концов, не сошлись по срокам, но первое, что они мне сказали – мы очень хотели бы, чтобы вы, как ленинградец по происхождению, что для нас очень важно, исполнили бы на главной площади Пхеньяна с огромным сводным оркестром первую часть «Ленинградской симфонии», которая для нас символ не только Ленинграда, но и всей России. А какой может быть Петербург без Чайковского, без Глинки, без Мусоргского? И хотя Шестую симфонию Чайковский написал не в Петербурге, для меня она – один из трагических музыкальных символов нашего города. Для меня Ленинград-Петербург это и те питерские композиторы, которых мне посчастливилось знать лично. Это, конечно же, Андрей Павлович Петров, еще мой отец исполнял «Сотворение мира» и многие другие его вещи, мне довелось исполнять некоторые его киноминиатюры. Это, к сожалению, недавно ушедший из жизни, последние годы живший в Праге, Владислав Кладницкий, большой друг нашей семьи. Владлен Павлович Чистяков, Владислав Успенский… А Борис Иванович Тищенко, чей Скрипичный концерт произвел на меня в свое время грандиозное впечатление!

- Максим, а слышали Вы что-нибудь о недавней ликвидации трех ведущих питерских газет – «Вечернего Петербурга», «Смены» и «Невского времени»?

- К сожалению, слышал и был очень неприятно удивлен этой новости. Питерская интеллигенция это какое-то особое сообщество, которое, по-моему, должно быть занесено в Красную книгу планеты, потому что это совершенно уникальные люди. До сих пор, к счастью, живы те люди, кто пережил и помнит Блокаду. Это совершенно удивительные люди по стойкости своего духа и по своей убежденности в будущем дне, в стремлении вперед. И, конечно же, отношение к нашей профессии со стороны питерской интеллигенции трогает до слез. Наша семья уже давно живет в Москве, но меня всегда так трогает, когда в Питере приходишь в гости к старым друзьям, и у них работает радиоточка. Питерцы любят читать газеты, я это знаю даже по собственным родителям – моя мама до сих пор собирает и хранит дома газеты, которые она выписывает. Чтение газет – это одна из неотъемлемых черт питерских людей. И каково же было мое изумление, когда я узнал о закрытии трех ведущих газет! Меня это просто потрясло! Я думаю, это будет очень болезненно воспринято особенно пожилыми людьми и, может быть, в память об их заслугах эти газеты будут как-то реанимированы в ближайшее время в том или ином виде. В «Вечернем Петербурге», кстати, публиковалось очень много материалов о музыкальной жизни города, анонсы, рецензии, я помню еще публикации о моем отце, и, в частности, этим летом ваше, Вячеслав, интервью со мной по поводу результатов Конкурса Чайковского. Я теперь буду хранить экземпляр этого выпуска «Вечерки» с особым трепетом… {jcomments on}

1