ПРЕЦЕДЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИФФАМАЦИИ РУССКИХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ПРЕЦЕДЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИФФАМАЦИИ РУССКИХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ПРЕЦЕДЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИФФАМАЦИИ РУССКИХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХПриветствую всех собравшихся здесь в Москве для обсуждения исключительно актуального круга вопросов дня сегодняшнего- проблемы русофобии в окружающем нас мире во всех ее проявлениях. В своем докладе я хочу коснуться важнейшей, на мой взгляд, темы политической диффамации в отношении русских и русскоязычных деятелей искусства в западных СМИ. Этот аспект информационной войны, которую вот уже несколько лет ведут антироссийские силы Запада против нашего Отечества, находится, как правило, несколько в тени более громких политических событий , но не становится от этого менее важным для выработки внешнеполитической линии нашей страны в сложившихся условиях.

Мир искусства в наше время, почему-то, считается самой толерантной сферой деятельности человека, свободной от политической ангажированности и открытой для всех причастных к подлинному акту творения. В подобных характеристиках с ним может сравниться разве что международное научное сообщество.

До недавнего времени могло показаться, что каждый человек искусства на Западе имеет право свободно высказывать свое отношение к тем или иным политическим вопросам. Или не делать этого. Но любая из этих позиций никоим образом не дает повода для давления на него со стороны государства или СМИ. В тоже время, многочисленные эксцессы с российскими деятелями искусства свидетельствуют о попытках использования политической конъюктуры в узкокорпоративных или пропагандистских целях.

Остановимся на некоторых из них.

В июле 2012 года все русские поклонники музыки великого Рихарда Вагнера пребывали в предвкушении значимого события: впервые за всю историю Байройтского фестиваля, основанного самим гениальным композитором для эталонного исполнения его опер и музыкальных драм, на сцену должен был выйти наш соотечественник-солист Мариинского театра Евгений Никитин. Однако, этим ожиданиям не суждено было сбыться. Ровно за неделю до открытия фестиваля в немецких электронных СМИ развернулась кампания дискредитации русского артиста, основанная на демонстрации старой видеозаписи, на которой Евгений в качестве рок-музыканта во время концерта демонстрирует свои татуировки. Среди них немецкие журналисты разглядели один орнамент, отдаленно напомнивший им свастику. Попытка Никитина объясниться, и даже покаяться в публичном пространстве привели к еще большему накалу страстей. Постепенно к травле подключились практически все крупнейшие немецкие издания. Этого оказалось достаточно, чтобы подвигнуть руководство фестиваля к разрыву контракта с солистом и заменой его на южнокорейского дублера. Справедливости ради, упомянем , что раздался в Германии единственный голос в поддержку Евгения Никитина: генеральный директор Баварской национальной оперы Николаус Бахлер обвинил семью Вагнер, которые являются владельцами фестиваля, в лицемерии . Бахлер отметил, что потомки Вагнера стремятся приписать другим те проблемы, с которыми они сами столкнулись в прошлом.

Ранее ,в 2010 году , похожая провокация была осуществлена в адрес основателя и руководителя Российского национального оркестра Михаила Васильевича Плетнева. Правда, в этом случае усилия, направленные на подрыв его репутации, быстро сошли на нет, что свидетельствует о международном авторитете этого большого артиста и русской музыкальной школы в целом.

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации в 2014году и начавшийся вскоре конфликт на Донбассе ознаменовал новый виток информационного противостояния. Эти события вызвали естественную потребность у русских деятелей искусств выразить свое отношение к происходящему. Раздражительный, ультимативный ( а, зачастую, и просто оскорбительный) тон некоторых крупнейших западных средств массовой информации в адрес ряда выдающихся русских музыкантов и артистов за их независимую позицию в отношении политических процессов происходящих вокруг России резко усилился. Подобная реакция, очевидно ,свидетельствует, что голос наших деятелей искусства- послов русской культуры- обладает серьезным воздействием на общественное мнение в странах Евросоюза и Америки.

Начиная с марта 2014 года, за год до назначения руководителем Мюнхенского филармонического оркестра, информационно-пропагандистской атаке подвергся, пожалуй , самый авторитетный российский артист за рубежом- художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Поводом для этого послужил тот факт, что маэстро посмел поставить подпись под письмом в поддержку действий президента Путина в Крыму. Заголовки немецкой прессы пестрели заголовками : «Германия разлюбила Гергиева из-за его любви к Путину»(Deutsche Welle), “Может ли Гергиев возглавлять оркестр в Мюнхене»(Frankfurter Allgemeine Zeitung) и т. д. Но городской совет Мюнхена, а главное баварская публика выбрала нашего соотечественника руководить одним из лучших оркестров мира.

Всем известная акция звезды мировой оперы Анны Нетребко , посмевшей приехать в Донецк без разрешения киевских властей и передать труппе разрушенного городского театра пожертвования, вызвала бешеную реакцию некоторых мировых СМИ. Самый мягкий эпитет, которым «наградила» ее пресса был -это пособница террористов. Раздавались голоса о лишении дивы австрийского гражданства.

Другой случай- выступление американской пианистки с мировым именем –Валентины Лисицы, которая выступала в сопровождении симфонического оркестра Донецкой филармонии. Сама Валентина со сцены заявила: «Я горжусь тем, что выступаю здесь, перед вами. Я не могла поступить иначе». В 2014-2015 году она неоднократно делала заявления в поддержку Новороссии посредством социальных сетей, в основном через Twitter. После разразившегося скандала Симфонический оркестр Торонто официально заявил, что вычеркнул Валентину Лисицу из своей концертной программы в связи с ее «провокационными комментариями». После крушения карьеры в США Лисица перебралась во Францию. После концерта 22 июня в Донбассе пианистка дала интервью многим российским СМИ, где обвинила киевские власти в фашизме и осудила политику США в отношении Европы.

Список пристрастного отношения западных масс-медиа к независимой позиции наших артистов можно было бы продолжить.

Но существуют примеры удивительной терпимости европейской прессы к политическим пристрастиям деятелей искусств. История послевоенного примирения в Европе свидетельствует , что одним из главных каналов этого процесса являлся культурный и творческий обмен между победителями и побежденными. Наиболее яркой иллюстрацией к этому движению представляется мощная послевоенная карьера австрийского дирижера Герберта фон Караяна, ставшего самой влиятельной фигурой в мире академической музыки и звукозаписи Евросоюза. Его восхождению не помешал тот факт, что в тридцатые годы он дважды писал заявление о приеме в NSDAP. По мнению английского музыковеда Нормана Лебрехта, Караян так и умер нераскаявшимся нацистом. При всей противоречивости прошлого «Генерального музыкального директора Европы», почти всю долгую творческую жизнь его сопровождали исключительно позитивные, если не сказать восторженные отзывы и рецезии.

В заключение хотелось бы напомнить всем присутствующим, что на международном уровне голос наших деятелей искусства звучит громче и убедительнее, чем голоса многих политиков и дипломатов. И в исключительных интересах нашего государства оказывать им самую энергичную поддержку на всех уровнях и всеми доступными средствами. {jcomments on}

1