К 100-летию смерти Скрябина

К 100-летию смерти Скрябина

К 100-летию со дня смерти Скрябина30 сентября, среда 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

1-й концерт 3 абонемента «Первый симфонический оркестр России»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории
Камерный хор Санкт-Петербургской консерватории

Дирижёр - Александр Ведерников
Андрей Коробейников - фортепиано

Скрябин
«Мечты», симфоническая поэма
Концерт для фортепиано с оркестром
«Прометей» (Поэма огня)

«Скрябин – гениальный искатель новых путей. При помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».
                                                                                                                                      Н. Мясковский

В программе, посвященной столетию со дня смерти Александра Скрябина, прозвучат две симфонические поэмы и концерт для фортепиано с оркестром великого русского композитора.

Первое законченное и публично исполненное оркестровое сочинение Скрябина, «Мечты», впервые прозвучало в Петербурге, в конце 1898 года, под управлением Римского-Корсакова. По содержанию эта оркестровая пьеса близка к фортепианным прелюдиям того периода (собственно, первоначально она так и называлась).

Единственный фортепианный концерт был написан очень быстро, на одном дыхании, в 1896 году. Автор избрал для этого сочинения ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта – фа-диез минор. В развернутой фортепианной партии (на протяжении всех трех частей рояль звучит практически без перерыва) явно прослеживается связь с музыкальным языком Фредерика Шопена.

«Прометей» (Поэма огня) – одно из важнейших сочинений Скрябина – был создан в 1910-м. В отличие от «Поэмы экстаза» у «Прометея» нет развернутой программы, а его содержание, по словам автора, напрямую не связано с известным мифом. Однако название, конечно, не было дано случайно. Для воплощения грандиозного замысла композитор задействовал не только оркестр, смешанный хор, фортепиано, орган, но и абсолютно новый, специально спроектированный аппарат для создания световых эффектов. Его партия была специально выписана в партитуре. Увы, к премьере, которая состоялась 2 марта 1911 года в Москве, под управлением Кусевицкого, световую клавиатуру изготовить не успели, и в партитуре появилась ремарка «Может исполняться без световой строки». С тех пор неоднократно предпринимались попытки дешифровать и исполнить световую партитуру, однако их результаты неоднозначны.

1