Наталия ТАНЬШИНА: ВАЛААМ ПРИМЕТ ВСЕХ

Наталия ТАНЬШИНА: ВАЛААМ ПРИМЕТ ВСЕХ

Наталия ТАНЬШИНА, жена Вячеслава Кочнова доктор исторических наукНаталия ТАНЬШИНА, доктор исторических наук, профессор РАНХиГС и МПГУ, специально для Vechespb.ru

Записал Вячеслав КОЧНОВ

Первый Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель», посвященный 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя и Просветителя Руси, проведенный с 26 по 28 июля 2015 года в Валаамском монастыре "Академией Православной музыки" при поддержке ОАО "Россети", собрал на острове Валаам более тысячи участников и гостей. Среди них оказалась известный историк и писатель, доктор исторических наук, профессор МПГУ Наталия ТАНЬШИНА. Она любезно согласилась поделиться своими мыслями и впечатлениями с нашими читателями.

Наталия Петровна, расскажите, пожалуйста, в двух словах, как историк, какое место, на Ваш взгляд, занимает Валаам в истории России и Русской Православной церкви?

- Остров Валаам и Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь занимают особое место в судьбе Российского государства. Точнее, его судьба, зачастую трагичная и драматичная, теснейшим образом связана с важнейшими вехами в истории нашей страны.

Неоднократно подвергавшийся уничтожению и разорению, в частности, шведами с конца XVI до начала XVIII веков; испытавший массированные бомбардировки в годы Великой Отечественной войны (в ходе Зимней войны с Финляндией 1939 — 1940 гг.); неоднократно оказывавшийся в руках иноземцев и инославных, монастырь, как птица-Феникс, неизменно возрождался, причем в прямом смысле из пепла, поскольку шведы его полностью сжигали, и возвращался в лоно Православной Церкви и Земли Русской. На берегу Никоновой бухты есть заброшенная лодка, точнее, лишь остов, оставшийся от нее. И из этого разрушенного временем, водой и ветрами остова, проросло зеленое дерево. Жизнь, побеждающая смерть. Воскресающая из пепла, на камнях.

Так и обитель: несмотря на разрушение, забвение и поругание, этот очаг Православия не затухает и всякий раз возрождается к новой жизни. Это такой «Левиафан» Андрея Звягинцева наоборот: у Звягинцева суровая северная природа, остов гигантского кита и общее депрессивное настроение. Здесь же от этого соприкосновения с бренностью жизни возникает чувство обновления, воскрешения и надежды. Жизни, побеждающей смерть. Во всех смыслах: обыденном, христианском, культурно-эстетическом.

Императоры Петр I и Александр I, с именами которых связаны ключевые моменты в отечественной истории, славные победы и рост влияния и престижа России в мире, придавали особое значение этому монастырю. Петр Великий, побывавший на Валааме, рассматривал остров как важный стратегический пункт, и когда в начале XVIII века по Ништадтскому мирному договору западная Карелия была возвращена России, по его приказу обитель была заново отстроена. Для императора Александра I Валаам был оплотом Православия на севере России. Будучи глубоко религиозным человеком, Государь в 1819 г. посетил обитель как простой паломник. Именно к этому времени относится период высочайшего процветания Валаама…

Наталия ТАНЬШИНА жена Вячеслава Кочнова: ВАЛААМ ПРИМЕТ ВСЕХ

В буклете Фестиваля отмечено, что его инициатором является никто иной, как президент РФ Владимир Путин…

- Весьма примечательно, что именно Владимир Путин возродил и продолжил эту традицию, прерванную коммунистами почти на столетие. Президент, неоднократно посещавший Валаам, всячески содействует возрождению монастыря. Именно по инициативе Владимира Путина в 2009 году и был создан уникальный просветительский проект — Международный фестиваль «Академия православной музыки». В своем приветственном послании к участникам и гостям фестиваля президент подчеркнул, что Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения — это «уникальный творческий форум», который «будет содействовать возрождению замечательных традиций духовной музыки и православного песнопения, сохранению нашего богатейшего исторического и культурного наследия». Действительно, состав участников этого форума поражает: на Валаам прибыли гости из 23 стран, в том числе из Сербии, Грузии, Греции, Украины, Белоруссии. И фестиваль может рассматриваться как наглядный пример того, как культура, традиции сближают людей разных стран и национальностей.

Сейчас увлеченно занимаются поиском национальной идеи, без которой ни одно государство не может прочно существовать. Валаамский фестиваль, на мой взгляд, показывает, что эта идея есть, ее не надо искусственно создавать. Православная культурная традиция — это та матрица, которая объединила представителей разных стран и народов в рамках этого фестиваля. Здесь идет речь о религии как о духовной и культурной основе, которая лежит в основе любого государства.

А есть ли, по-вашему, у Валаамского фестиваля какое-то политическое измерение?

- Очень символично, что фестиваль приурочен к 1000-летнему юбилею преставления князя Владимира. Не только крестителя Руси, но и просветителя в широком смысле этого слова. Святейший Патриарх Кирилл в своем приветствии фестивалю написал: «Просветительская деятельность святого Владимира заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим». Вот эта идея духовной общности, единства прошлого, настоящего и будущего, в дни фестиваля на Валааме, который так и называется — «Просветитель», была доминирующей и всеохватывающей.

Что еще важно — идея межкультурного диалога и межкультурного синтеза, которая в полной мере проявилась на Валааме. Это особенно актуально в контексте современной геополитической конфронтации. На фоне всевозможных обвинений, выдвигаемых против нашей страны, Валаамский фестиваль дает всему миру возможность увидеть Россию как символ созидания, интеграции, согласия (симфонии) разных народов и государств. Валаамский форум является наглядной иллюстрацией того, что культура, искусство, традиции являются объединяющим фактором. А еще фестиваль со всей очевидностью демонстрирует, что политика и политические заявления — это одно, а люди — совсем другое. Зрители и участники фестиваля с одинаковой теплотой приветствовали ставших всеобщими любимцами гостей из Грузии (хор Грузинского Патриархата «Басиани»), восхитительную приму Дивну Любоевич с хором «Мелоди» из Сербии и архиерейский хор Киевской православной духовной академии и семинарии. А когда на сцену вышел детский хор Донецкой епархии у меня, как, наверное, у многих зрителей, на глаза навернулись слезы: на сцене ангельскими голосами дети пели о милости Божьей и о радости веры, а перед глазами всплывали телевизионные кадры ужасов братоубийственной войны, которую эти дети видели своими собственными глазами.

Наталия ТАНЬШИНА жена Вячеслава Кочнова: ВАЛААМ ПРИМЕТ ВСЕХ

Хочется надеяться, что Международный певческий фестиваль, организованный при участии Академии православной музыки, имеющий уже семилетнюю историю, но впервые проведенный на Валааме, будет и в дальнейшем содействовать как развитию этого святого для истории России острова, так и в целом для православной культурной традиции. Кто-то поедет на Валаам в поисках душевного покоя и гармонии, кто-то ради единения с величественной северной природой, кто-то с целью приобщения к великой православной культуре — Валаам радушно встретит всех. Несмотря на то, что существует легенда, будто бы остров очень избирателен и не всех к себе подпускает. Он примет всех, надо лишь подобрать к нему ключик, и у каждого он свой.

СПРАВКА. Таньшина Наталия Петровна, доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Автор ряда монографий, в том числе: «Франсуа Гизо: теория и практика французского умеренного либерализма», «Политическая борьба во Франции по вопросам внешней политики в годы Июльской монархии», «Княгиня Д.Х. Ливен. Любовь, политика, дипломатия», «Талейран. Гений дипломатии», «Французская революция. Мадам Гильотина и ее дети», а также более ста научных работ по истории Франции, международных отношений и франко-российских отношений XIX века.
{jcomments on}

1