Люди играют в куклы, а куклы – в людей

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕТекст Анастасия Смирнова

Фото Дениса Смирнова

специально для «Vechespb.ru»

Завершился 12-ый международный фестиваль КукАRT, но остались впечатления: сорок с небольшим спектаклей, обширная музыкальная программа от Леонида Левина и компании радовали участников и гостей девятидневного театрального марафона.

Сергей Мигицко, Фаина Костина, Ирина Мазуркевич вместе с Президентом фестиваля Давидом Бурманом открыли КукАRT, и … закружилось, понеслось! Само это слово ассоциируется у меня с каруселью, веселой, шумной, праздничной. Карусель или череда театральных показов, представлений, видео и анимационных фильмов.

Поделюсь наиболее яркими впечатлениями от увиденного. Сначала о двух глубоко затронувших душу спектаклях.


22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕПервым удивлением стала постановка «Оскар и Розовая дама» (14 писем к Богу) Южно-Сахалинского театра кукол. Любое детство верит в Деда Мороза, но не любое – в Бога. Десятилетний Оскар, больной раком, проживает всю оставшуюся жизнь за десять дней – такой путь в иной мир, такой выход из сложившейся ситуации находит современный французский драматург Эрик - Эмманюэль Шмитт. Письма-послания мальчика ко Всевышнему звучат фразами со сцены и летят самолетиками в зрительный зал. Это вопросы и поиск ответов на них: обида на родителей и примирение с ними, первая и единственная любовь к девочке из соседней палаты, это взросление и осознание болезни, это ожидание помощи и поддержки от Розовой мамы (так называет Оскар даму, навещающую его в больнице). Мальчик с имением, означающим «божье копьё» умирает. А куклу – прообраз накрываю простынкой. Всю – с ног до головы, как это и бывает в реальном мире с настоящими людьми. И от этого становится немного жутковато – ведь куклы не умирают…

Интересное художественное оформление спектакля. Все кроме главных героев словно выходят из белых больничных стен – но изоляцию больного не нарушают. Они с ним и не с ним одновременно. А еще здесь у Бога есть лик, а последняя прижизненная мысль мальчика высвечивается на звездном небе: «Только Богу дано право разбудить меня».

Поразил Григорий Гольдман своим моноспектаклем «Елочка» по пьесе А.Саповского. Казалось, актер играет самого себя и с первой минуты хотелось закричать – верю!

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕВремя действия – 31 декабря, канун Нового года. «Милая, милая... Милая ты моя... Милая ты моя елочка... Ровненькая, аккуратненькая, маленькая...» – заботливый мужчина средних лет, наряжая елочку, ведет диалог со своей женой.

Понимание, что он так и будет на сцене один на протяжении всего спектакля начинается с фразы: «ты бы его не узнала». Видимо, разговаривает с мертвой. Раньше подобной пьесы я не читала. Да, это беседа с умершей шесть лет назад женой. Тонко, больно, иронично. Саркастично и цинично: «Где вы теперь, кто вам глодает кости…», «Ты и умерла не эстетично. В ванне, голая... Не молоденькая, чтобы в голом виде в ванне-то умирать...» – говорит герой Гольдмана кукле-голышу, а после с ней танцует, ругается, признается в любви.

И весь цинизм его от жуткой боли, да и сарказм собственно от нее же. За всех больно и всех жалко: и жену и страну и себя… да всех!

«Сейчас закусочки достану, водочки выпью, а тебе - шиш! В раю, небось, водки не положено. Или где ты? Я думаю, в аду. Всем бабам положено в аду быть. А нам за наши муки – в раю. Хотя, если там водки не дают...» – философски раздражается вдовец.

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕИ тут же, словно опомнившись, поправляет себя: «Ерунду я какую... Господи!.. Молюсь за душу моей умершей, усопшей рабы... То есть рабы твоей Наташи... Натальи... которая была прекрасная женщина...».

Весь это Новый год, жена и соседи – все присутствует вместе с ним на сцене и отсутствует одновременно. В постановке Гольдмана – режиссера много символики: герой пьет на брудершафт с несуществующей женой, скрещивая на груди руки в позе покойника, читает случайно попавшую на глаза газету, а в ней статья с заголовком: «Люди и куклы».

Ситуация предполагает надрыв и безысходность, а здесь получается уютное такое одиночество с огоньками, с куколкой, с салатом, с водочкой… вроде как и решение проблемы. Решение для себя и для нее, для Наташи: надо жить дальше.

Из кукольных представлений, на которых удалось побывать, порадовали три спектакля: «Аленький цветочек» петербургского театра «Кукольный формат», «Дюймовочка» нашего же театра «Бродячая собачка» и «Серебряное копытце» московского театра «Тут и там».

«Кукфо» – один из мной нежно любимых театров. Помню, как однажды меня поразил их спектакль «Всадник Cuprum».

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕ«Аленький цветочек» не менее интересный. В начале представления сказочница знакомит зрителей с народными обрядовыми куколками, рассказывает об их предназначении в прежние давние времена.

«В старину в каждой семье жила магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая: 

 

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой...

Куклы-неразлучники (одни руки на двоих), кукла Каша (мама учила дочку с помощью этой куклы готовить) всегда были нужны и важны в доме».

Незаметно знакомство перерастает в беседу с детской публикой. А после представление – яркое да красочное: сказка с многочисленными героями-куколками рукотворными да всего одной актрисой. Ольга Донец и куколок водила и сказку сказывала и гостей развлекала и петушком на палочке деток угощала. «Порадовала» – слышится голос с соседних рядов, то бишь коллег по мастерству – участников фестиваля.

«Дюймовочка» в «Бродячей собачке» – это то волшебство, где в темноте не видно кукловодов и герои сказки живут сами по себе. Начинается показ истории Г.Х.Андерсена с теневого театра, а после возникают куклы – марионетки. Жабы, прыгают как настоящие, богомол скачет как живой, мышь шуршит взаправду, девочка жалеет ласточку и слышит биение птичкиного сердечка на самом деле! Перед Дюймовочкой ставится выбор: остаться с Кротом и быть королевой, или улететь по приглашению ласточки. Она улетает сквозь пронизывающие солнечные лучи (ее полет особо прекрасен), и встречает подобного себе мальчика-мотылька. И сама любовь кружится в танце.

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕДевочка, созревшая из зернышка – неженка, она скорее получилась героиней спектакля для взрослых. Дюймовочка правдоподобна, трогательна, немного экзальтированна. Потрясающая работа художника Ольги Пермяковой. Высший балл.

Фотокадров сделать не разрешили, потому как все таинственно. А и верно, чудо не фотографируют, руками его не трогают. Тайна остается тайной, а сказка - сказкой.

«Серебряное копытце» я ждала с особым трепетом. Любимый сюжет. Помню себя маленькую, как рыдала над страницами книги и просила маму перечитать то самое место, на котором хотелось плакать. Вызывал эмоции уральский сказитель Бажов и вызывает до сих пор.

А на сцене интересное действо: зима случилась посреди лета – две сестрицы на лыжах с коробами за спиной и с говором сибирским из Москвы едут сказку рассказывать. Из коробов и домик сложился у них и лес, откуда не возьмись, нарисовался. И вьюга мела, и снега на сцене из простыней много было, и детки-зрители в роли елок побывать успели. Уютные войлочные Даренка, Муренка, Кокованя, и Козлик под управлением мастериц смотрелись очень по-домашнему, а на память рассказчицы подарили всем гостям камушки, что козлик насыпал…

Спектакли-клоунады показали свою неоднозначность. «Чук и Гек» творческой группы Melting Point – это сценическая стилизация времени, благодаря которой нам предоставляется возможность спутешествовать в детство. Некоторым даже и в свое. Это Гайдар, конечно, но не подстрочник, а скорее импровизация на тему. Мальчишьи шапочки с красной полосой (дайте две!) в руках у мамы, одни лыжи на троих, белые валенки с калошами, старая швейная машинка, красный, разрывающийся от звонков телефон – эх, эпоха, эпоха…

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕЛовите смыслы, удивляйтесь игре актеров, их речам-междометиям, оригинальному реквизиту, звучащим давно забытым мелодиям из далекого СССР. А еще мультфильму на одеяле, Кремлю на веревочке.

Два брата и их мама испытывают все эмоции путешественников зимней поры: они едут, пробираются сквозь метель и вьюгу к своему отцу, а бумажный снег так красиво летит при луне, настоящий лед (настоящий? посмотрим, посмотрим) с узорами на окнах подтаивает от дыхания вокруг.

Паровоз гудит, кочегарка пыхтит, в топку летит все – очень символично для 1939-го. Все это родной дом героев – предвоенная сталинская Москва.

Актеры смогли показать что-то устойчивое и незыблемое, что-то красивое и быстротекущее, что-то историческое и юмористическое, но так правдиво у них это получилось. Получилось и у нас побывать вместе с ними в том времени… Пантомима удалась. Хлопали долго. И все же подходили трогать «тающие» окна.

«Баллада о маленьком буксире» была представлена передвижным театром «Самокат» и актерами доступного театра «Куклы» в Центре социальной помощи семьи и детям Центрального района. Зрители в зале от двух лет. Странный репертуар в подобном заведении, да и театре тоже. Бродский в клоунаде – эмиграция в квадрате! Дети смеялись и радовались забавам и дурацким выходкам чудаковатого кока и капитана со смешной «зубастой» бородой, а взрослые знали, о чем это, о ком это. Взрослые вообще всегда знают суть дела. Но молчат и смотрят и приемлют эту истину. В каждой строчке Бродского – прощание, в каждой – отчуждение извне... А ведь была театрализация, был и клеенчатый теплоход наподобие популярных шведских паромов с цветными мигающими окошечками и… но от себя не убежишь… Немного грустный получился цирк на корабле.. И немного мечты от буксира:

22-30 ИЮНЯ 2015: КУКАРТ В ПЕТЕРБУРГЕи тогда поплыву я

к прекрасному сну

мимо синих деревьев

в золотую страну,

из которой еще,

как преданья гласят,

ни один из буксиров

не вернулся назад. (И.Б.)

Были на фестивале и другие спектакли. Музыкальный «Волшебник страны Оз» с железным дровосеком, танцующим реп, страшилой-юморилой и львом в футболке (НДТ Льва Эренбурга), сливенский «Карлик Нос» с чудаковатыми персонажами в ярких нарядах, говорящими на болгарском языке, испанский без слов понятный «Волк и семеро козлят», эстонская «Сказка о рыбаке и рыбке», петербургские необыкновенный «Маленький Мук» (Театр сказки) и грохочущий бочками «Одиссей» (Karlsson Haus). Несколько спектаклей показал старейший в нашем городе театр марионеток имени Е. Деменни.

В один из дней организаторы фестиваля устроили праздник для горожан. Всевозможные Петрушки на Невском радовали собравшуюся публику. Один даже с Львом Толстым из Тулы прибыл.

Японка Юки Кудо рассказывала свой секрет с помощью деревянного человечка, поселившегося в дупле дерева, а театромобиль приглашал посмотреть кусочек оперы с крохотными исполнителями на передвижной сцене.

Море впечатлений от увиденного перейдет в воспоминания. Все же немного грустно, что фестиваль и театральный сезон закрыты.

Пожелаем участникам и зрителям вновь встретится через два года. Тринадцатый КукАRT мы тебя уже ждем!! До новых скорых встреч!

1