БОЛЬШОЙ ЗАЛ СПБ ФИЛАРМОНИИ. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА 2014/15

БОЛЬШОЙ ЗАЛ СПБ ФИЛАРМОНИИ. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА 2014/15X Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
2 июля, четверг,  20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Закрытие сезона Академического симфонического оркестра филармонии
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Александр Дмитриев
Йол Юм Сон - фортепиано (Корея)
Рахманинов: Вокализ, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, Симфония № 2

        Академический симфонический оркестр закрывает сезон монографической рахманиновской программой: под управлением Александра Дмитриева прозвучат оркестровая версия «Вокализа», Вторая симфония и Втрой концерт для фортепиано с оркестром. Солирует прекрасная корейская пианистка Йол Юм Сон.
        «Вокализ» Сергея Рахманинова, последняя из 14 песен op. 34, был посвящен несравненной Антонине Неждановой. Эта проникновенная песня без слов приобрела огромную популярность и ныне переложена для множества инструментов и различных ансамблей. В концерте «Вокализ» прозвучит в авторской оркестровой версии.

        Второй концерт (1900) стал одним из самых популярных произведений мирового фортепианного репертуара. Концерт, созданный после трехлетнего перерыва, вызванного тяжелейшей депрессией, в которую автор впал из-за провала Первой симфонии, посвящен врачу-психотерапевту Николаю Далю. У него Рахманинов прошел весьма успешный курс лечения, позволивший преодолеть творческий кризис. Блестящая премьера нового сочинения состоялась 27 октября 1901 года в Москве под управлением Александра Зилоти.
В отличие от провалившейся Первой, Вторая симфония имела оглушительный успех. Премьера, состоявшаяся в Петербурге 21 января 1908 года, получила восторженные отклики прессы. «Это – Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это – артист с уди­вительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... с предрасположенностью к элегическому строю... Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная закон­ченность выражения» – писал обзреватель «Русской музыкальной газеты».

X Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
3 июля, пятница, 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Дирижёр – Николай Алексеев
Солистка – Наталья Гутман
6-й концерт 3 абонемента «Первый симфонический оркестр России»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дворжак: Концерт для виолончели с оркестром;
Чайковский: Симфония № 5
 
        В этом сезоне Заслуженный коллектив России завершит свой именной абонемент вместе с Николаем Алексеевым и Наталией Гутман. В концерте прозвучат сочинения Антонина Дворжака и Петра Чайковского.
        Антонин Дворжак писал свой знаменитый виолончельный концерт во время американских гастролей, одновременно с симфонией «Из Нового Света». Работа над новым сочинением была завершена уже в Чехии, в 1895 году. «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке» – писал автор одному из друзей. Не менее высоко концерт оценил Иоганнес Брамс. Говорят, что познакомившись с партитурой, великий композитор сказал: «Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!..».
        Премьера Пятой симфонии состоялась 5 декабря 1888 в монографическом концерте Филармонического общества, посвященном творчеству Чайковского. Дирижировал автор. Пять дней спустя прошла московская премьера. В обеих столицах публика была в восторге, однако мнения критиков разделились. Некоторые заговорили об упадке таланта композитора, о некоторой привычности образов и приемов. Собственно, и сам автор вплоть до гамбургской премьеры 1889 года недооценивал свое новое произведение. Сергей Иванович Танеев, напротив, считал Пятую лучшим сочинением Чайковского. Дальнейшая 127-летняя концертная история этой партитуры вполне подтвердила танеевскую правоту.

6 июля, понедельник 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Музыка из к/ф «Аромат женщины», «Puttin' On the Ritz», «Серенада солнечной долины»
6-й концерт 10 абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижёр - Михаил Леонтьев
Александр Малич — ведущий
Глазунов
«Времена года», сюита из музыки балета
Хачатурян
«Валенсианская вдова», сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега
Веласкес
«Латинская фантазия»
Абрэу
Тико-тико
Берлин
«Cheek to Cheek»
«Puttin' On the Ritz» (из к/ф «Puttin' On the Ritz»)
Гершвин
«Пусть грянет оркестр»
Миллер
«Moonlight Serenade» (из к/ф «Серенада солнечной долины»)
Гардель
Танго (из к/ф «Аромат женщины»)

        Последний в этом сезоне концерт «во фраках и джинсах» объединил балетную музыку, музыку к драматическому спектаклю и популярнейшие темы из фильмов «Положись на Риц», «Пусть грянет оркестр», «Серенада солнечной долины» и «Аромат женщины».
        Премьера одноактного балета «Времена года» Петипа – Глазунова состоялась 20 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. Глазунову удалось «воплотить в музыкально-хореографическом представлении один из любимых мифов человечества: миф о вечном воскрешении природы от зимнего сна, о животворящей силе солнца». Присутствовавший на одной из репетиций Римский-Корсаков сказал о первой сцене балета: «Вот одна из лучших в русской музыке зим».
        У Арама Хачатуряна почти поровну музыки для театра и кино: он «озвучил» 21 драматический спектакль и 18 кинофильмов. «Валенсианскую вдову» композитор написал для театра имени Ленинского комсомола в 1940-м, за год до своей лучшей театральной работы, музыки к лермонтовскому «Маскараду». Странная параллель: Глазунов писал музыку к мейерхольдовскому «Маскараду», вышедшему в самый канун Февральской революции 1917-го, хачатуряновский же вышел в 1941-м. Судьба.
        Итак, «фраки и джинсы»: музыка театральной сцены и киноэкрана сошлись в концертном зале...

X Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
7 июля, вторник 20.00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Борис Березовский
Фортепианный вечер
Бах — Лист: Две органные прелюдии и фуги; Шуберт — Лист: Три песни из цикла «Зимний путь»; Лист: «Обручение» из цикла «Годы странствий», Три концертных этюда; Рахманинов: 6 этюдов-картин, Cоната № 2 (2-я редакция)

        «Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается феноменальной виртуозностью, совершенным звуком с богатейшим спектром динамических оттенков, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей». В новой программе прославленного пианиста представлены сочинения двух величайших виртуозов фортепиано, Ференца Листа и Сергея Рахманинова.
        Фортепианное творчество Листа тесно связано с его исполнительской и просветительской деятельностью. Его новаторская симфоническая трактовка инструмента и использование всех его технических возможностей определили дальнейшее развитие искусства фортепианной игры. «В диапазоне своих семи октав, – писал Лист, – фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспро­изведения гармоний, осуществляемых объединением сотен му­зыкантов». На первый план в фортепианном стиле Листа выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский пафос, виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.
        Традиция листовского концертного пианизма получила развитие в искусстве Сергея Рахманинова. Его в высшей степени виртуозные этюды-картины отличает богатство образов, яркость красок и безупречность формы. Созданная в 1913 году Вторая фортепианная соната получила теплый прием у публики, однако вызвала недовольство у самого автора. В 1931 году он переработал оригинальную версию, создав вторую, пересмотренную и сокращенную редакцию сочинения.

X Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
8 июля, среда, 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
Закрытие сезона филармонии
Концерт-признательность друзьям, партнерам и спонсорам филармонии
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Юрий Темирканов
Жан-Ив Тибоде - фортепиано (Франция)
Равель
«Моя матушка гусыня», сюита
Концерт соль мажор для фортепиано с оркестром
Брукнер
Симфония № 4 «Романтическая»

        В последнем концерте 94-го филармонического сезона маэстро Темирканов и Заслуженный коллектив России исполнят сочинения Мориса Равеля и Антона Брукнера.
        Известный по французским и английским сказкам и детским стихам персонаж упомянут в названии сюиты Мориса Равеля «Моя матушка гусыня» (1908) совсем не случайно: вошедшие в нее пьесы носят названия известных сказок и изначально предназначались для детского фортепианного дуэта. Оркестровая версия появилась позднее, в 1911 году.
        Соль-мажорный фортепианный концерт – одно из последних крупных сочинений Равеля. Его премьера состоялась 14 января 1932 года. «Это – концерт в самом точном смысле слова: он написан в духе концертов Моцарта и Сен-Санса. Я считаю, что музыка концерта может быть веселой и блестящей, без претензий на глубину или драматические эффекты… в моем концерте есть некоторые элементы, заимствованные у джаза, но все это умеренно» – писал композитор. В Большом зале концерт прозвучит в исполнении знаменитого французского пианиста Жан-Ива Тибоде.
        В «Романтической» симфонии, одном из лучших сочинений Брукнера (премьера состоялась 20 февраля 1881 года, в Вене), воплотились наиболее характерные черты его творческой натуры. Название вполне отражает содержание этой прекрасной партитуры: здесь запечатлены традиционные для романтизма образы природы, жанрово-бытовые и эпические образы.

1