25 ИЮНЯ. ДЕБЮССИ, ПРОКОФЬЕВ И РИХАРД ШТРАУС В БЗФ

25 ИЮНЯ. ДЕБЮССИ, ПРОКОФЬЕВ И РИХАРД ШТРАУС В БЗФX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»

25 июня, четверг, 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

Дирижёр – Михаил Юровский (Германия)
Солист – Кирилл Герштейн (США)

6-й концерт 1 абонемента «Юрий Темирканов и его оркестр»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия к эклоге Ст. Малларме;
Прокофьев: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром;
Штраус: «Так говорил Заратустра», симфоническая поэма


        В шестом концерте цикла «Юрий Темирканов и его оркестр» прозвучат три великолепных партитуры Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева и Рихирда Штрауса.
        Стефан Малларме, автор стихотворения, которое Дебюсси использовал в качестве программы «Послеполуденного отдыха фавна», был в восторге от красочной импессионистской партитуры, вдохновленной его текстом. Сразу же после премьерного исполнения (22 декабря 1894, Париж, дирижировал Гюстав Доре) «Фавна» по требованию публики повторили еще раз. Это был первый настоящий успех Дебюсси. Спустя почти два десятка лет, в 1912-м, Вацлав Нижинский поставил свой знаменитый балет. Композитору ни «молодой дикарь и порочный гений» Нижинский, ни его пластическая версия «Фавна» решительно не понравились.

        Первое исполнение Второго фортепианного концерта Прокофьева (Павловск, 23 августа 1913, солировал автор) сопровождалось скандалом. Академисты провозглашали «дебют фортепианного кубиста и футуриста», в то время как И. Глебов (псевдоним Бориса Асафьева) отзывался о нем как о «...прекрасном произведении, ошеломляющем своей искренностью, новизной выражения и насыщенностью содержания». Сам же автор, пару лет спустя, писал Мясковскому об очередном исполнении концерта: «Вчера я в ИРМО играл Второй концерт, который имел большой успех, хотя иные все же не воздержались и пошикали. Малько продирижировал прилично, а я добросовестно выучил мою партию, и если кто расстраивался музыкой, то утешался пианистом. Среди неожиданных приверженцев концерта оказались: Ауэр, Арцыбушев, Фительберг, Зилоти. Последний еще не забыл мизантропического пинка и довольно беззастенчиво доказывал, что теперешняя его похвала логически вытекает из предыдущего хаяния. Милый Глазунов вслух ругался довольно неприличными словами».

        Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», написанная под впечатлением от одноименной книги Фридриха Ницше, стала классикой сразу же после первого исполнения (27 ноября 1896, Фракфурт, дирижировал автор), а знаменитый заглавный мотив, прозвучавший в фильме Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», теперь является одним из самых узнаваемых во всей западной классической музыке.

1