LATERNA MAGICA. 20 июня, 20.00 Академическая капелла Санкт-Петербурга

ККК20 июня, 20.00 Академическая капелла Санкт-Петербурга (Наб.реки Мойки, 20)
Ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ЖЕНА С ЛЮБОВНИЦЕЙ ПОМИРИЛИСЬ
и другие средневековые песни о женщинах

        До нашего времени дошло не так много имен средневековых композиторов. И подавляющее большинство из них – мужчины. Пока историки усердно ищут следы композиторов-женщин, которые могли бы встать в ряд со знаменитой настоятельницей монастыря XII в. Хильдегарды фон Бинген или благородными дамами-труверессами, ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA составил коллекцию песен XIII века, написанных если не женщинами, то о них.
        Cantigas de Amigo – популярнейший в XIII  веке жанр любовной лирики от женского лица, написанной мужчинами на галисийско-португальском языке. Известно 88 авторов и около 500 поэм, созданных между 1220 и 1300 годами. Лишь семь из них записаны с музыкой. Об авторе ее - жограре (музыканте неблагородного происхождения) Мартине Кодаше (Martin Codax) - кроме имени ничего достоверно не известно. Можно лишь с уверенностью предположить, что кантиги он сочинил в Виго – портовом городе в Галисии. Лирика нескольких других поэтов положена еще в XIII в. на мелодии кантиг о Деве Марии, авторство которых иногда приписывают королю Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрому.

        Cantigas de Santa Maria – огромный корпус анонимных баллад о чудесах Девы Марии, собранный по указу и, возможно, при личном творческом участии короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого (1221-1284). Немало кантиг повествует о женщинах из самых разных испанских провинций. Истории встречаются любовные, бытовые, даже криминальные: о женах и любовницах и спасенных самоубийцах; об одержимой дьяволом обличительнице пороков и о женщине, которая хотела увидеть всех святых; о  женщине, которая не могла снять башмаки, и о забывчивой ткачихе, чьи черви-шелкопряды сами соткали дар статуе Мадонны. Средневековые сюжеты, в которых находится место чуду, пестры, как современная жизнь.   
        Дополняют программу французские и итальянские инструментальные композиции XIV в. (эстампи и истанпитты). Это шедевры совсем другой эпохи, но они тесно связаны с испанскими балладами мелодически и – шире - общим музыкальным строем.  
Новую программу ансамбля LATERNA MAGICA можно было бы сравнить с каким-нибудь романтическим вокальным циклом вроде «Любви и жизни женщины» Роберта Шумана. Однако, принципы исторически информированного исполнительства, которых придерживается коллектив, не оставляют места для сантиментов и фантазий. Средневековые баллады о женщинах прозвучат на инструментах, которые были в ходу в XIII-XIV веках, и в стилистике, в которой, насколько известно на данный момент, они могли звучать в те времена.

АНСАМБЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКИ LATERNA MAGICA
        Ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA создан в Петербурге в 1998 году. На протяжении 16 лет участники коллектива обучались и продолжают стажироваться на мастер-классах ведущих европейских мастеров аутентичного вокала, исполнительства на средневековых флейтах, пайп-и-таборе, органетто, фиделе и т.д.
        Ансамбль выступал на крупнейших отечественных и западных фестивалях старинной музыки, гастролировал по России, Беларуси, Украине, Европе и США.
        В своем творчестве опирается на вечную изменчивость канонов исторически информированного исполнительства и растет вместе с этим музыкально-философским движением.

Состав ансамбля LATERNA MAGICA:    
Ольга Комок – вокал, органетто, колесная лира
Екатерина Бонфельд – вокал, средневековые флейты
Александр Горбунов – фидель, виола, зарб
Андрес Измайлов – романская арфа

Ансамбль в сети: vk.com/laternamagicaspb

Справки и аккредитация по e-mail:  olga.komok@mail.ru  Ольга КОМОК

1