Если звезды зажигают…

Если звезды зажигают…звезды белых ночей-2015

Фестиваль «Звезды белых ночей», основанный маэстро Валерием Гергиевым без малого четверть века назад, каждый год становится одним из важнейших культурных событий Петербурга. Похоже, 2015 год с его XXIII Фестивалем не станет исключением – судя по перечню имен и музыкально-театральных блюд, представленных в его «меню» с 27 мая и до 2 августа, нас ожидает поистине грандиозное пиршество. За 68 фестивальных дней только на трех основных сценах будет дано 175 спектаклей и концертов: 120 спектаклей (58 оперных и 62 балетных), 3 концертных исполнения опер и 52 концерта камерно-симфонической музыки. Таков сухой язык статистики.

Валерий Гергиев, как обычно, представляя программу Фестиваля, ответил на вопросы петербургских журналистов:

- В каждом из наших фестивалей «Звезды белых ночей» мы стараемся подвести наш очередной сезон к кульминации. Нынешний фестиваль мы открываем премьерой «Пиковой дамы» в постановке Алексея Степанюка, приуроченной к 175-летию Петра Ильича Чайковского. В этом спектакле мы приняли принципиальное решение вводить новые молодые силы. Ведь «Пиковая дама» - это визитная карточка Мариинского театра, также как «Щелкунчик», «Иоланта», «лебединое озеро» или «Онегин». Я советую следить за этим спектаклем по мере его развития – кто-то из молодых солистов раскроется сразу, а кто-то, я верю в это, будет стремительно прогрессировать.

Еще к юбилею Чайковского: замечательный отечественный певец Виталий Ковалев будет петь на Фестивали партию Кочубея в «Мазепе» Чайковского – опере, которая как бы заслонена «Онегиным» и «Пиковой дамой», и совершенно незаслуженно недооценена. Так же как и другая опера Петра Ильича – «Черевички» или «Кузнец Вакула». Должна звучать и опера «Опричник», которая не ставилась у нас, наверное, уже больше 40 лет, что не делает чести никому – ни тем, кто все эти десятилетия проходил мимо этого шедевра, ни тем, кто этого не замечал.

Еще одна премьера этого Фестиваля – постановка «Травиаты» Верди британским режиссером Клаудией Шолти, это будет уже в июне.

Если говорить об изюминках, о произведениях, которые прозвучат впервые, это, конечно же, прежде всего, одноактная опера «Узник» мало известного у нас итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (1904-1975), созданная в середине ХХ века по рассказу «Пытка надеждой» Вилье де Лиль-Адана с Евгением Никитиным в заглавной партии. Она прозвучит 28 мая на сцене Концертного зала. Дирижировать будет замечательный мастер, мой друг Олег Каэтани. Нам хочется показать итальянскую музыку, которой у нас не знают, потому что Италия – это не только Верди, Беллини и Пуччини. В один день с «Пиковой дамой», 27 мая Фестиваль открывает один из лучших голосов современности Феруччо Фурланетто, потом он споет Короля Филиппа в «Доне Карлосе» Верди, а на исторической сцене в вечер открытия проходит «Лебединое озеро» с Оксаной Скорик и Евгением Иванченко в главных партиях.

В этом году по времени Фестиваль совпадает с Конкурсом имени Чайковсого, но этот Конкурс настолько больше любого фестиваля, что я могу только сказать, что мы делаем все возможное, предоставляем все необходимые площадки для этого события, в частности, зал им. Мусоргского на I и II туре и Концертный зал на III туре.

Маэстро ответил и на вопрос, заданный корреспондентом ВП:

- Валерий Абисалович, а сколько раз за время Фестиваля мы сможем услышать Вас в качестве дирижера?

- Я сам буду в течение этих двух месяцев дирижировать 45-50 раз здесь и на Конкурсе Чайковского в Москве. Меня спрашивают часто, как я успеваю столько и не устаю ли. Я отвечаю: дирижирование меня вообще не утомляет. Меня утомляют пустые разговоры, лишние звонки, когда кто-нибудь звонит и спрашивает, как дела. Утомляет общение, не касающееся творческих задач, когда ты ощущаешь себя в роли допрашиваемого, а каковы ваши планы, а что вы будете делать.

P.S. После пресс-конференции все журналисты были приглашены на генеральную репетицию премьерной «Пиковой дамы» в постановке Алексея Степанюка. Почти каждая ария заканчивалась громом аплодисментов, а изысканные декорации, блистательная постановка, неожиданные хореографические мизансцены и мастерская актерская игра солистов вызвали у большинства присутствовавших чувство неподдельного восторга.

1