О, ФОРТУНА!

О, ФОРТУНА!

В течение двух недель я разрывалась между двумя афишами: великолепный «Мефисто-вальс» и другие фортепианные фантазии Листа или «Кармина Бурана»? Малый Зал или Большой? Звуки рояля или грандиозная симфоническая кантата? Выбор не прост, учитывая то, что и тут и там ожидалось весьма достойное исполнение. Все же «победил» Орф, потому что это произведение обладает какой-то неизъяснимой притягательностью, какой-то властной, магической силой. Услышав всего лишь раз, его не просто невозможно забыть, невозможно пройти мимо того зала, где оно исполняется, тем более, если это прекрасный и гостеприимный Большой Зал Санкт-Петербургской Филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

И вот зал взорвался многоголосием оркестра и хоров под руководством замечательного дирижера любимца публики Юозоса Домаркаса. Великолепно прозвучала знаменитая «О, Фортуна!». Несколько бледнее поначалу было исполнение партии баритона, впрочем, далее по ходу сюжета продемонстрировавшего прекрасное вокальное и драматическое владение материалом.

Поистине откровением было для меня безукоризненное исполнение роли характерного персонажа Альгирдасом Янутасом – настолько ярок был этот небольшой фрагмент. Обладательница красивого проникновенного сопрано, красавица Ольга Трифонова вполне оправдала надежды своих многочисленных поклонников, восхищенно переговаривавшихся перед концертом: «Олечка будет петь! Замечательно!». Как всегда прекрасно выступили хоры – Певческая Капелла Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки, и, конечно же, Симфонический оркестр Филармонии. Был особо трогательный момент, когда прятавшихся во время исполнения за роялями мальчуганов вывели на поклон.       
     Итак, все было бы прекрасно, но помимо столь любимого мной произведения я услышала «Болеро» Равеля, «Хабанеру» Бизе, «Шутку» Баха, вальсы Штрауса и многое, многое другое в «исполнении» мобильных телефонов, причем не до и не после, а во время звучания музыки Карла Орфа! Конечно, в наиболее патетических местах произведения телефоны были не слышны, но зато во время лирических фрагментов мобильная связь работала безукоризненно. Я давно привыкла к подобному бескультурью в нашей культурной столице: металлический звон падающих номерков (теперь они из пластика), натужный кашель, вымученное кряхтение и шуршание пакетов – все это было и раньше. И всегда возникает такое впечатление, что во время tutti публика напряженно слушает, а в нежных, проникновенных соло, когда хочется, затаив дыхание, ловить каждый звук, некоторые посетители концертных залов расслабляются и позволяют себе поесть, прочистить горло, побеседовать с соседом и так далее.
     Заметно было раздражение дирижера и солиста, когда часть публики после соло баритона вдруг захлопала, нарушая канву произведения - как будто это отдельный концертный номер. Я уж не говорю об аплодисментах между частями кантаты. В то время, когда каждому музыканту необходимо настроиться на исполнение следующего фрагмента этого сложнейшего произведения, некоторые меломаны восторженно хлопали, не считаясь с филармоническими правилами и традициями, и выражая, таким образом, не восхищение, а неуважение к замечательным музыкантам, к остальной части слушателей и к памяти композитора.      
     Впрочем, негативные моменты не смогли затмить ни с чем не сравнимого впечатления от встречи с Музыкой.


{jcomments on}
                                                        

1