Рубинштейн. Мировая премьера

 

Рубинштейн. Мировая премьера

17 апреля 2015 года Санкт-Петербургское Объединение фортепианных дуэтов представит мировую премьеру сочинения А.Г. Рубинштейна «Костюмированный бал» для фортепиано в 4 руки. Исполнители: фортепианные дуэты лауреаты международных конкурсов Игорь ТАЙМАНОВ – Наталья КАРАСЁВА, Ирина ВАСИЛЬЕВА – Ольга ЕРМАКОВА, Татьяна БЕЗЗУБЕНКОВА – Светлана КОННОВА

профессора Ирина АВРАМКОВА – Владимир ГУРЕВИЧ. Вступительное слово – председатель Санкт-Петербургского Объединения фортепианных дуэтов, кандидат искусствоведения И.М.Тайманов

«Костюмированный бал. Сюита характеристических пьес» op. 103 (1877–79), был задуман Антоном Рубинштейном, как циклическое сочинение для домашнего музицирования, но в процессе создания отдельные номера сильно разрослись, выйдя за рамки миниатюр. В 1997 году впервые был обнародован фрагмент из рукописи В. А. Чекуановой — жены А. Рубинштейна, в котором она пишет: «Моё первое знакомство с Антоном Григорьевичем было вне области музыка. Мы встретились на костюмированном бале у Бруни в Академии художеств: он был одет пилигримом, я — итальянкой. Он страстно любил танцевать. Мы сделали первые совместные шаги в жизни под звуки штраусовского вальса». «Чекуановскую» линию в судьбе Рубинштейна сейчас активно разрабатывают петергофские историки и краеведы.

Ведь именно в Петергофе служил отец Веры Александровны, Александр Семёнович Чекуанов — генерал в отставке, потомок обедневшего княжеского рода. Частые встречи Рубинштейна со своей будущей избранницей (их роман длился 6 лет и увенчался женитьбой в 1865 году) в Петергофе оставили в его памяти неизгладимые впечатления, и в 1873 году он приобрел там дачу, которая стала его убежищем от житейских невзгод до последних дней жизни. По данным местных краеведов, «Костюмированный бал» создавался именно в Петергофе, а благодаря нынешним петергофским музыкантам в 2010 году было осуществлено первое современное издание пьес из «Костюмированного бала».  При жизни композитора на сцене исполнялись некоторые пьесы из Сюиты: как в оригинальном четырёхручном виде (Рубинштейн с различными партнёрами), так и в оркестровом переложении, сделанном немецким дирижёром М.Эрмансдёрфером. Впоследствии именно эта оркестровая версия получила наибольшую известность. Сегодня в дуэтный репертуар юных пианистов часто входят такие номера из рубинштейновского цикла, как «Неаполитанский рыбак и неаполитанка», «Тореадор и испанка», «Пастух и пастушка». Взрослые концертирующие дуэты довольно редко исполняют эту музыку, очевидно, считая её детско-юношеской.

Но до сих пор ни один дуэт не рискнул исполнить это произведение целиком. И вот сегодня, наконец, спустя 136 лет после его создания состоится мировая премьера Сюиты на сцене Белого зала Петергофского дворца, в городе, непосредственно связанным с историей его возникновения.


1