ВОЗВРАЩЕНИЕ-24. О Международном фестивале искусств «От авангарда до наших дней. Продолжение 4»

Игорь РогалевВ середине ушедшего марта (с 11 по 18 марта) в Петербурге состоялся очередной 24-й Международный Фестиваль искусств «От авангарда до наших дней. Продолжение 4». Художественный руководитель, основатель Фестиваля и его бессменный генеральный директор заслуженный деятель искусств России, профессор, композитор Игорь Рогалев встретился с нашим корреспондентом и любезно ответил на его вопросы.  

- Игорь Ефимович, расскажите, пожалуйста, про 24-й Фестиваль. Что удалось, что, может быть, не получилось, почему в названии фестиваля значится «Продолжение 4»?

– Это отражение этапов, которые мы прошли за последние четыре года. После 20-го фестиваля мы думали, что проект придется закрывать из-за безденежья. Но его удалось продолжить, и мы прошли огонь, воду, медные трубы и вот сейчас – возвращение. Четыре этапа «жизни после смерти»...  Как выяснилось, 24-й оказался символическим знаком вообще всего нашего Фестиваля, всех 24-х лет. Вообще все 24 года главной нашей задачей было возвращение в Россию того, что по каким-то причинам было незаслуженно забыто, вычеркнуто из жизни, запрещено, наконец.

Представьте себе Манеж: второй этаж до отказа забит картинами из запасников Русского музея – Малевич, Филонов, Кандинский. Первый же этаж был отдан так называемому социалистическому реализму. Сейчас представить себе такое просто невозможно: на открытие фестиваля приехала программа «Время», это был 1992 год. В первые наши годы, несмотря на ужасное безденежье, просветительский аспект Например, в рамках нашего фестиваля спустя 70 лет состоялась премьера оперы Стравинского «Соловей» в Мариинском театре. Также в рамках фестиваля состоялось вообще первое исполнение Кантаты Прокофьева «К 20-летию октября».  Три года назад мы поставили оперу «Плотина» Моссолова, в позапрошлом году – «Победу над Солнцем» Матюшина-Малевича. Когда мы начинали, у нас абсолютно не было денег, но был огромный интерес. Сейчас такое и вообразить невозможно – фестиваль на тему изобразительного искусства, театра и музыки сразу.

Фестиваля был очевиден и востребован. Далее начались вещи более сложные, противоречивые, парадоксальные, даже драматические. На самом деле, потребность в просвещении всё убывает, потому что важен ведь не только энтузиазм просветителей, но и ответ тех, кого ты просвещаешь.

- Вероятно, люди с конца 80-х пресытились количеством открывшейся информации?

- Ну, я думаю, что здесь объяснений много. Я не отношусь к тем, кто, оценивая 90-е годы, фиксируется на драматизме, криминале, скорее эпоха 90-х для меня, хоть и недолгое, но огромное по своему значению время, которое на самом деле предоставило нам возможность заниматься тем, чем нам хотелось, по крайней мере, многим из нас.

- Наверное, Вам повезло, потому что для огромного количества наших граждан это время закончилось на кладбище или на помойке…

- То, что я не на кладбище и не на помойке – это действительно везение, лиха я хлебнул вместе со всеми людьми, я не занимался бизнесом, я не был при бюджете, не был во власти, также нуждался, как все мои коллеги. Прекрасно помню все проблемы этого времени, совершенно ничтожные денежные возможности. Я в этом отношении нисколько не счастливее остальных.

- В таком случае, наверное, Вы – оптимист…

- Наверное. Я просто считаю, что та эпоха нам дала то, чем мы, к сожалению, не смогли воспользоваться на сегодняшний день. То время родило очень много дельных и ярких событий. Сейчас просветительский аспект существенно усложняется. Многие люди уже наелись, а интерес к своей истории во многом купирован. Тем не менее, последний фестиваль показал – практически все концерты прошли при полных залах. Пример – открытие, 11 марта, в Большом зале С-Пб Филармонии. Четыре имени, из которых одно немного знакомо профессионалам (Артур Лурье), а остальные три (Н. Обухов, Вс. Задерацкий, А. Животов) были и вовсе открытием и для профессионалов. Тем не менее, был полный зал. И сколько молодежи было! Причем это была не нагнанная публика – это произошло не так как обычно: зрители зовут своих родственников и друзей, те в свою очередь приглашают своих родственников и т.д. У нас был только тот ресурс, которым мы располагали. Три ночи подряд я просыпался через каждый час и мне снился пустой зал, снилось, что придут люди, которые давали деньги, в том числе, Комитет по культуре, и у них возникнут нехорошие вопросы.

За последние два-три года, если хотите знать, мы выживали только благодаря Комитету. При этом ни разу ни один из председателей комитета, начиная от Владимира Яковлева и заканчивая Константином Сухенко, не пытались принять участие в формировании программы или в её рецензировании. При том, что программа у нас не такая уж демократичная, это не массовая песня, не романс, не мюзикл.

Еще из интересных событий Фестиваля - «Барышня-крестьянка» русского эмигранта Владимира Дукельского (1903-1969, в Америке – Вернон Дюк), которую мы давали в день закрытия 18 марта в Эрмитажном театре. Абсолютно случайно в национальной библиотеке конгресса США нашли клавир оперы этого русского американца. И я, абсолютно не отдавая себе отчет, (зал-то небольшой), рассказывал с упоением, выступал с зажигательной речью, выступал зазывалой, так сказать. В итоге в зале люди просто стояли. Дукельский писал на английском языке, но адресат, вне всяких сомнений – Россия. Он сочинил совершенно фантастическую штуку – пародию на представления американцев, ни разу не бывавших в России, о русских людях, быте и пр. Я сразу же вспомнил эту шутку с Греттой Гарбо, где блистательные русские офицеры играют в карты, ложкой едят икру, пьют водку и лезут под стол. Абсолютная пародия на этот взгляд. Смешной сюжет про англомана и славянофила. Дукельский прекрасно понимал, что делал: англоман у него поет шотландскую балладу, а шотландцы, в понимании англичан – это простолюдины. Зато славянофил поет о том, как он замечательно живет, как у него все складно, какой он хлебосольный, единственная проблема мучает его: «Мало того, что мой сосед, мерзавец, англоман, так он еще и джин разбавляет в больших количествах».

- А чем Вы планируете нас порадовать в следующем году на 25-м Фестивале?

- Во-первых, следующий фестиваль – 25-й, юбилейный, и мы хотели бы подвести итоги. С одной стороны, предоставить дайджест того, что было, собрать по возможности всех музыкантов и художников, которые участвовали в 24-х предшествовавших фестивалях. С другой стороны, вернуться к некоторым музыкальным событиям прежних фестивалей. Но будут и премьеры, конечно. Есть предварительные договоренности об участии с Андреем Диевым, который блестяще играет Мессиана и Скрябина, приглашен талантливеший скрипач, открытие последних лет, Айлен Притчин, который будет играть редко звучащих у нас Ксенакиса и Штокхаузена. Мы хотим повторить фрагменты из «Победы над Солнцем» и из «Барышни-крестьянки», если удастся включить эти произведения в репертуар каких-то музыкальных театров. Есть предварительная договоренность с Ириной Богачевой, чьим давним поклонником я являюсь. Она любезно согласилась спеть редко исполняемые песни Шостаковича на стихи Саши Черного.  

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

1