ОЛЬГА ШУРШИНА. ЗВЕЗДА ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ ЗАКОНЧИЛА ШКОЛУ ПРИ АКАДЕМИИ МВД

ОЛЬГА  ШУРШИНА. ЗВЕЗДА ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ ЗАКОНЧИЛА ШКОЛУ ПРИ АКАДЕМИИ МВДВ репертуаре детского музыкального театра «Зазеркалье», что на Рубинштейна, 13, постоянно идут около 20 «взрослых» постановок. Премьера «Мадам Баттерфляй» (режиссер-постановщик Александр Петров), прошедшая там этим летом, имеет громкий успех и аншлаги и сейчас, спустя полгода.

Многие, в том числе, и худрук театра Павел Бубельников, относят немалую часть успеха на счет примы Ольги Шуршиной, поющей в спектакле заглавную партию. Среди поклонников ее таланта есть и другие именитые музыканты – например, знаменитый пианист н.а. России Павел Егоров, выступавший с ней в камерном репертуаре.

Сегодня звезда Зазеркалья любезно согласилась ответить на наши вопросы, и у нас есть возможность познакомиться поближе с примой, очаровывающей своим волшебным голосом и блистательной актерской игрой меломанов и театральную публику Санкт-Петербурга.

- Ольга, скажите, быть оперной певицей это для вас что – удача, счастье, тяжкая доля, судьба, признание поклонников?

- Поклонники и слава, честно говоря, меня даже смущают. Когда видишь, как люди реагируют на твою работу – этого довольно. Вполне достаточно энергетического обмена с залом, понимания того, что люди восприняли твой посыл. Но когда начинают подходить и что-то говорить, я смущаюсь. Насчет судьбы не знаю, но у меня родители музыканты и, еще стоя в манежике, я уже знала, что такое оперная певица и всем говорила, что стану ей. Музыкой занимаюсь с трех лет. Сначала хотела стать пианисткой, но была такой хулиганкой: дралась часто, руки ломала… В юности очень любила спорт, закончила школу при академии МВД, очень хотела пойти в армию, но папа сказал: «Ты мне не дочь, если пойдешь в армию».

- Когда Вы разучиваете произведение, Вы изучаете контекст эпохи?

- Изучаю эпоху, композитора, его жизнь. Это знать необходимо. Когда мы готовили «Мадам Баттерфляй», все, кто был занят в постановке, вместе и отдельно, изучали восточную культуру. Смотрели художественные и документальные фильмы на тему японских традиций, культуры гейш, практиковались в уроках макияжа гейши, работали над пластикой: походка, жест гейши очень отличаются от жеста славянской женщины, и трудность в том, что ты не можешь выразиться физически так, как это напрашивается «по-нашему». Мы вообще в какой-то гонке находимся, люди занятые, и иногда, конечно, не до всего руки доходят. Но, по крайней мере, в нас в свое время это вбили – надо сказать спасибо Ларисе Абисаловне Гергиевой, с которой мне посчастливилось познакомиться в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Все очень не любили тратить время на т.н. музлитературу, но это первое, что она заставляла делать. Когда выходишь, поешь романс, Лариса Абисаловна сразу просит: «Так, расскажи-ка мне, пожалуйста, про этого композитора, про этого поэта». Я вообще пошла не Консерваторию, а в Академии Мариинского театра, потому что мне хотелось больше практики. Консерватория - это было бы очень хорошо, если бы она выпускала практиков. Выпускают совершенных детей, которые в музыкальной сфере ничего не знают. В Академии постоянно мотивировали работать, накапливать материал, учить романсы пачками. Преподавательница нам говорила: «Вот что вы до 30-ти лет выучите, с тем потом и будете жить». Сейчас во второй половине третьего десятка я убедилась, да, жизнь интересна в основном до 30-ти. Дальше мы живем по инерции накопленного опыта.

ОЛЬГА ШУРШИНА. ЗВЕЗДА ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ ЗАКОНЧИЛА ШКОЛУ ПРИ АКАДЕМИИ МВД- У Вас очень широкий диапазон интересов. А Вам знакомы депрессии, упадок творческих сил?

- Женщине правильно жить в сфере искусства можно только с очень хорошей стрессоустойчивостью. Часто у артиста и в личной жизни пустота или чехарда. Хотя у меня, я считаю, все прекрасно, я счастлива, но все равно в жизни всё «ненормально». У нас такая гамма чувств на сцене, столько из себя надо выкопать... Но это мое мнение, я из тех людей, которым надо все пропустить через себя. Вы понимаете, сколько такие артисты эмоционально выдают и насколько им приходится потом себя восстанавливать. Я иногда реально плачу на сцене, бывает, сдерживаю себя до последнего, убеждаю себя в том, что нельзя этого делать, что это зритель должен плакать. Но невозможно сдержать себя, когда в сцене перед самоубийством Чио-Чио-сан пробегает трехлетняя девочка Серафима, смотрит на тебя с улыбкой, и ничего, ничего нельзя с собой поделать… А есть люди просто наученные, и им проще.

- Бывает музыка, которая вам непонятна или неприятна, но приходится ее исполнять?

- Бывает. Я исполняю такую музыку в любом случае, т.к. это входит в профессиональный набор качеств, но когда певцу не нравится то, что он поет - это видно. Все равно выходишь, и поешь не так. Потом хвалят, поздравляют, но я понимаю, что ничего особенного не сделала. Когда я выхожу на сцену, я жду, чтобы наладилась какая-то связь с космосом, чтобы я улетела сама, чтобы я вышла и получила мощную порцию заряда. А если такого не происходит, то... ну вот отработала, деньги получила… хорошо еще, если получила. А бывает такое, что и вовсе не оплачивают выступления. На самом деле мы все тут энтузиасты, зарабатываем мы не здесь явно. Но, слава Богу, жизнь идет так, что особенно не приходится соглашаться на то, чего я не хочу.

- У Вас есть какие-нибудь кумиры или герои, которыми Вы хотели бы поменяться судьбами?

- Я бы хотела быть собой, если честно. Вы знаете, у каждого своя судьба, человек не просто так до чего-то доходит и что-то решает. У меня очень сложный жизненный путь, он мне нравится, я им иду и слишком много всего пережила, поэтому не готова меняться ни с кем. Вообще у музыкантов, чье творчество цепляет очень непростые судьбы. Так что все, что происходит в жизни человека - это очень интересно, и зачем мне на кого-то смотреть, когда у самой бьет ключом? Мне интересно прожить свою жизнь.

- Как Вы относитесь к ограничениям вроде 18+, к запрету мата в театре и кино?

- Это, по-моему, просто смешно. Очень странная мера, ни от чего толком не ограждающая на самом деле. У меня дочка с пяти лет ходит на все спектакли и 16+, и 18+. Ребенок в этом возрасте, если воспитывается в какой-то более менее приличной семье, обращает внимание на совсем другие вещи в спектаклях.

- Не боитесь, как мать, нарушать запрет?

- Не боюсь. В Финляндии или в Германии меня могли бы за это за решётку посадить (смеется). Россия до этого никогда не дойдет, у нас другой менталитет, другая культура. Ну так, для галочки приказали сделать глупость, но ничего не изменили. Собираюсь посмотреть фильм Левиафан и знаю о том, что там мат в каждом кадре. Я не против этого, потому что сам фильм, говорят, толковый, хотя там много негатива. Я бы согласилась, что на каких-нибудь каналах развлекательных уместно показывать только позитив, людям ведь надо расслабляться после работы. А кино, театр - это отражение действительности, оно обязано отражать со всеми жизненными реалиями, по-другому никак.

- Что из Вашего репертуара Вам наиболее интересно драматически?

- Верди, Пуччини... Я понимаю, что с этим делать, меня это не напрягает. Я люблю кровь, слезы. Я это умею и понимаю, а смешить публику не совсем мое. Легкий жанр гораздо труднее, поэтому я боюсь этого жанра, для меня вызвать смех зрителя – очень сложная задача.

беседовал Вячеслав КОЧНОВ

СПРАВКА. Родилась в 1978 г. в Санкт-Петербурге. В 2000 г. с отличием закончила Музыкальное Училище им. Н. А. Римского-Корсакова. Все 4 года являлась стипендиатом Комитета по Культуре Санкт-Петербурга как отличница курса.

С 2001 по 2006 гг. являлась солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где регулярно принимала участие в концертных, кантатно-ораториальных программах, оперных постановках Мариинского театра.

Участница мастер-классов признанных мастеров вокала — Владимира Атлантова, Ренаты Скотто, Илеаны Котрубас, Мати Пальм, Ларисы Гергиевой, Евгения Нестеренко, Грейс Бамбри.

С 2006 г. — солистка Государственного Музыкального театра «Зазеркалье», а также приглашенная солистка театров России и Беларуси. Принимает активное участие в международных проектах Фонда «Центр Современного искусства» (рук. К. Плужников).

С 2010 г. — постоянный участник концертных программ Филармонического общества Санкт-Петербурга. Гастролирует с сольными программами в России и зарубежом. Имеет опыт участия в музыкально-драматических перфомансах. Участник множества фестивалей в городах России и Финляндии.

2007 г. — V Международный фестиваль «Вселенная Звука» (Москва), диплом за первое исполнение в России партии Анны Болейн («Анна Болейн» Г. Доницетти)

2004 г. — VI Международный конкурс им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург), лауреат I премии, приз зрительских симпатий.

2004 г. — V Международный конкурс Мириам Хелин (Хельсинки), лауреат.

2003 г. — I Международный конкурс им. П. Лисициана (Владикавказ), дипломант и призер.

2003 г. — III Международный конкурс оперных певцов им. Е. Образцовой (Санкт-Петербург), дипломант и призер.

2010 г. — прошла отборочный тур на Международный конкурс Operalia (Будапешт), не участвовала по причине другого контракта.

В 2012 г. была номинирована на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» за лучшую женскую роль в музыкальном театре (партия Фьордилиджи в опере В. А. Моцарта «Так поступают все», постановка А. Петрова).

В 2013 г. удостоена премии фестиваля Санкт-Петербургского отделения СТД «Театры Санкт-Петербурга — детям» за лучшую женскую роль второго плана в музыкальном театре (партия Купавы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», постановка В. Заржецкого).

В 2013 г. номинирована на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль в оперном спектакле» (партия Купавы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», постановка В. Заржецкого).

Роли в текущем репертуаре:

«Богема» — Мими

«Мадам Баттерфляй» — Чио-Чио-Сан, гейша

«Порги и Бесс» — Бесс

«Сказки Гофмана» — Антония

«Так поступают все» — Фьордилиджи

«Снегурочка» — Купава

1