Людмила Берлинская и Артур Ансель. Моцарт, Борисова-Оллас

Людмила Берлинская и Артур Ансель. Моцарт, Борисова-Оллас5 апреля, воскресенье 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2). 4-й концерт 8 абонемента «Диалоги»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Дирижёр - Николай Алексеев
Людмила Берлинская - фортепиано
Артур Ансель - фортепиано (Франция)

Моцарт. Концерт ми-бемоль мажор для двух фортепиано с оркестром, Симфония № 35 «Хаффнеровская»

Борисова-Оллас. “Wunderbare Leiden”, фантазия на темы Роберта и Клары Шуман для двух фортепиано и симфонического оркестра, Симфония № 1 “The Triumph of Heaven”

Справка:
Виктория Борисова-Оллас - современный шведский композитор русского происхождения. Выпускница Московской консерватории (ученица Н. Корндорфа), много лет живет в Швеции, является членом шведской Королевской академии музыки. Ее произведения удостоены престижных наград и входят в репертуар таких коллективов, как Лондонский симфонический оркестр и филармонический оркестр Би-би-си.


Лекция перед концертом
В 18:30 для слушателей концерта в арт-галерее Большого зала филармонии состоится лекция. О программе концерта расскажет музыковед Ольга Скорбященская. Вход для публики бесплатный - по записи и предъявлению билета на концерт. 
Журналисты - по аккредитации.
Вход в арт-галерею с угла Михайловской, 2 и Итальянской, 9.

        У программы четвертого концерта из цикла «Диалоги» четкая, симметричная структура: двойной фортепианный концерт ми-бемоль мажор (1799) и «Хаффнеровская» симфония (1782) Моцарта сопоставлены с фантазией для двух фортепиано и оркестра “Wunderbare Leiden” («Прекрасное страдание», 2010) и симфонией «Триумф небес» (2001) выпускницы Московской консерватории, ныне члена Шведской королевской академии музыки, Виктории Борисовой-Оллас. Безупречные моцартовские партитуры вступают в живой диалог с музыкой нашей современницы.
        Название фантазии «Прекрасное страдание» Борисова-Оллас заимствовала из дневниковой записи Роберта Шумана от 13 февраля 1854 года, описывающей его внутреннее состояние. «Получив от дюссельдорфского Тонхалле заказ на сочинение посвященное двухсотлетию со дня рождения Роберта Шумана, я решила перенести виртуозность мысли Роберта Шумана и виртуозность исполнения Клары Шуман в музыкальную реальность нашего века и постараться ответить на вопрос: способна ли славная эра Романтизма соотноситься с музыкальными идеями наших дней? Рассматривая историю музыки как протяженный, длительный поток идей, я отвечаю утвердительно. Конечно, публика сама должна решить, разделяет ли она это мнение».
        Симфония «Триумф небес» носит название известного рисунка Казимира Малевича (1907). Его почти идиллическая композиция решена в напряженных оттенках желтого. Борисова-Оллас ощущает в этой цветовой гамме скрытую угрозу, возможно, из-за написанной десять лет спустя, в 1917-м, строки Мандельштама «Небес тревожна желтизна». Видение тревожного желтого неба над Петербургом открывает это симфоническое полотно, повествующее о бесчисленных человеческих трагедиях XX века, о конфликте механистического, бесчувственного «духа времени» и отчаянных попытках «человеческой души» выжить в нечеловеческих условиях, души, не смотря ни на что устремленной к совершенному, непознанному миру, который часто кажется «небесами».

1