3 АПРЕЛЯ. ВЛАДИМИР АЛЬТШУЛЕР, ШУБЕРТ, МЕНДЕЛЬСОН И БРАМС В БЗФ

3 АПРЕЛЯ. ВЛАДИМИР АЛЬТШУЛЕР, фото Вячеслав Кочнов3 апреля, пятница 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

5-й концерт 6 абонемента «Искусство романтизма»

Академический симфонический оркестр филармонии

Концертный хор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Дирижёр - Владимир Альтшулер

Анастасия Калагина - сопрано; Олег Лосев - тенор; Борис Пинхасович - бас-баритон

Брамс. Симфония № 2
Мендельсон. «Гебриды, или Фингалова пещера», увертюра
Шуберт. Месса № 2 соль мажор для солистов, хора и оркестр

        Пятый концерт цикла «Искусство романтизма» посвящен немецкой композиторской школе XIX века. Соль-мажорная месса Шуберта была создана в 1815-м. Для первого австрийского композитора-романтика этот год был чрезвычайно плодотворным: из под его пера вышло более двухсот сочинений. Вторая месса словно пронизана светом. В ней почти нет полифонического письма, большинство частей – небольшие лирические высказывания солистов, наполненные так характерной для Шуберта песенностью, вокальные партии сопровождают струнный оркестр и орган. Месса была написана всего за пять дней.

        Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» была создана «по следам» путешествия Феликса Мендельсона в Шотландию (премьера первой версии состоялась в Лондоне, 14 мая 1832-го, окончательная редакция партитуры прозвучала годом позже, в Берлине). Эту удивительную партитуру, живописующую северную природу и морские просторы, одинаково высоко оценили и Вагнер, и Брамс, чьи взгляды на музыкальное искусство были прямо противоположны. Вагнер, недолюбливавший музыку Мендельсона, называл «Гебриды» «одним из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем», а Брамс писал, что «...отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам"».

        В отличие от оконченной годом ранее Первой симфонии, Брамс написал Вторую «на одном дыхании», в течение лета и осени 1877 года. Первую Брамса часто называют «Десятой Бетховена» и сравнивают с Пятой. Вторая же по настроению перекликается с «Пасторальной». В письме к знаменитому венскому критику и апологету творчества Брамса Эдуарду Ганслику о Второй сказано следующее: «В знак сердечной дружбы с тобой я сыграю тебе зимой симфонию, которая звучит так весело и приветливо, что ты подумаешь, будто я написал ее специально для тебя или для твоей молодой жены».

1