ПОЭТИКА В ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И РАЗВИТИЯ

ЛокиевВСТУПЛЕНИЕ

   Сегодня в психолингвистике сложилось ситуация которую можно охарактеризовать с двух сторон – с одной стороны – это существенный уход от эмпирических неврологических исследований, что выразилось во введении различных систем в образовании речи не опирающихся на высшую нервную деятельность и потому часто предстающими достаточно фантазийными. Всё это базируется на высказывании Лурии о сложной нервной деятельности в речеобразования – однако великий эмпирический исследователь имел в виду не умозрительные конструкты внутренних форм, топосов языка и прочее, а именно конкретную рецепторную деятельность. Подобные проблемы особенно заметны в семантике.

   С другой стороны практичность самой науки психолингвистики остаётся под вопросом. Если филолог, работая рецензентом – помогает автору выловить речевые «ляпы» временные глагольные нестыковки и пр. в конечном счете, улучшая текст для восприятия читателя, то по видимости психолингвист должен своими методами работать с автором для развития его литературного таланта и оказывать помощь для выхода из творческого кризиса.
  

 Ни чего подобного в психолингвистике даже не разрабатывается. Задача в развитии автора не ставиться в принципе. Впечатление такое, что психолингвистика готова ограничить себя постфактум описанием уже написанных трудов (желательно уже умершего автора, чтобы исключить разговоры  возможности его развития) со своих позиций.
   Будучи сторонником гуманистической психологии, чьей задачей является помощь пациенту на пути самоактуализации – творческого развития – автор данной работы согласиться с таким положением дел не может. Представленный материал является исследованием – теоретической выкладкой, используя которую была проведена психологическая работа по помощи в развитии поэтического таланта, и давшая замечательные результаты. Литературная, а именно поэтическая деятельность человека для психологической работы является такой же материей как и профессиональная деятельность или семейная жизнь. Постулат её сакральной неприкосновенности является предрассудком вредным для развития поэзии, поскольку отдаёт данное направление в лоно так называемых литературоведов, чей методологический аппарат исключительно субъективен и имеет ориентиры не на личность автора, а на творчество некоторых предшественников, что низводит само развитие искусства к подражательству творчества субъективно значимых для литературоведа стихотворцев.
   Представленный в данной статье психолингвистический подход основан на практической работе с авторами, которая дала более чем серьёзные всходы.
   Конечно, в литературной среде подобный подход уже наткнулся на мракобесовские завывания о непредсказуемости поэтического пути и пр. Однако любое искусство является проявлением психической деятельности человека изучение и практическая работа с которой ведётся достаточно давно и успешно. И точно так же как психология активно помогает человеку развивать свои деловые возможности (совершенно не указывая что именно и как делать), налаживать общение с близкими (не заготавливая полноценные модели разговоров) – так же психология способна помогать людям развиваться в области искусства даже не загадывая как именно это развитие проявится собственно в результатах творчества, в данном случае в стихах.

продолжение следует

{jcomments on} 

0