3 марта, вторник 20:00, БЗФ: Мишель Табачник и Заслуженный коллектив

Мишель Табачник и Заслуженный коллектив3 марта, вторник 20:00, Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

Дирижёр – Мишель Табачник (Швейцария)

4-й концерт 3 абонемента «Первый симфонический оркестр России»
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Вагнер

Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»

«Полёт валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия»

Вступление к опере-мистерии «Парсифаль»

Брамс

Симфония № 3

        В XIX веке этот концерт скорее всего был бы сорван: «вагнерианцы» под предводительством Ференца Листа и «брамсианцы», возглавляемые Эдуардом Гансликом наверняка возмутились бы неуместностью подобного соседства. Хотя сам Брамс считал себя «лучшим вагнерианцем». Они были знакомы, но дружеских чувств друг к другу не питали. Их жизненные позиции и творчество просто не имело точек соприкосновения.

        Время постепенно затупляет острия противоречий, засыпает песком когдатошние зияющие пропасти и вот уже великолепный швейцарец Мишель Табачник, блюдя нейтралитет, сводит в одной программе музыку композиторов, ставших эмблемами двух непримиримых лагерей. И спустя всего-то сотню с небольшим лет оказывается, что у этих двух немцев с избытком общего и в музыкальном языке, и в восприятии мира. А непримиримых противоречий едва хватает на недолгий антракт между отделениями концерта. Как известно, Брамс последовательно придерживался классических традиций в музыке. Он вносил в неё романтическое содержание: меланхолические мотивы, прослеживаемые в некоторых его произведениях, в других сменялись на светлый, беззаботный, жизнерадостный настрой души. Он не писал опер в отличие от Вагнера, посвятившего себя целиком музыкальной драме. Брамс, по сравнению с Вагнером, решал иные творческие задачи. В этом отношении они были антиподами. Они не только были знакомы с 1864 года, но и встречались друг с другом. Однако дружескими их отношения не стали. Тем не менее, Брамс, в своё время, называл себя «лучшим вагнерианцем». В период длительного противоборства на страницах газет «вагнерианцев», возглавляемых Листом, и «брамcианцев», руководимых Э.Гансликом, и даже больше, на протяжении всей творческой карьеры, он не допустил ни одного, как пишет Ганс Галь, «достоверно засвидетельственного антивагнеровского высказывания». Напротив, о Вагнере композитор говорил с уважением, особенно подчёркивая масштабность его дарования и творчества. Однако, поскольку воззрения их были противоположны, Брамс воспринимал теории Вагнера как абсурдные, оркестровую оперу считал вздором, полностью отвергал его безапелляционные амбиции, полагая что это губительно влияет на молодое поколение. Эти взгляды Брамса, очевидно сыграли не последнюю роль в том, что он ни разу не посетил вагнеровский фестиваль в Байрейте. Его называли «наследником Бетховена», но не Вагнера, не оказавшего на Брамса ни малейшего влияния.

        Уроженец Женевы Мишель Табачник получил образование как пианист, композитор и дирижер. Был помощником Игоря Маркевича (оркестр Мадридского радио и телевидения) и Пьера Булеза (лондонский симфонический оркестр Би-би-си). Занимал пост музыкального руководителя лиссабонского оркестра Фонда Г. Гюльбенкяна и парижского Ensemble Intercontemporain, выступал с такими коллективами, как Берлинский филармонический оркестр, Оркестр де Пари и симфонический оркестр NHK, принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Люцерне и Экс-ан-Провансе. Представил мировые премьеры многих сочинений авторов XX века, в том числе Ксенакиса, считавшего дирижера лучшим интерпретатором своей музыки. С сезона 2008/2009 возглавляет Брюссельский филармонический оркестр. Гастролирует с коллективом в странах Европы, Азии и Южной Америки. Демонстрирует в программах оркестра иллюзорность границ между классикой и современной музыкой. Разнообразие репертуара музыканта отражает и его дискография (Erato, Lyrinx). Как оперный дирижер сотрудничал с театрами Парижа, Рима, Генуи, Женевы, Цюриха, Копенгагена, Лиссабона, Монреаля, Торонто. Уважаемый педагог, Мишель Табачник преподавал в университете Торонто и Королевской академии музыки в Копенгагене, проводил мастер-классы в ряде европейских консерваторий, работал с молодежными оркестрами. Также известен как композитор, является автором нескольких книг.

1