Мариинка-2: «Борису Годунову» - 140

Мариинка-2: «Борису Годунову» - 140В Мариинском театре открылась выставка, посвященная 175-летию М. Мусоргского и 140-летию премьеры «Бориса Годунова» на сцене Мариинского театра

«Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель» - так сам Мусоргский в автобиографии определял свое художническое кредо. И его беседа с людьми – посредством музыки и театра – не прекращается уже счастливых полтора столетия.

«Борис Годунов» - только одно из произведений гениального композитора, принесших ему мировую славу. А ведь есть еще «Хованщина», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти» - и все это играют, ставят и поют на разных языках на всех пяти континентах.

Но нынешняя выставка в Мариинке-2, расположенная в фойе 4-го этажа, делает основной акцент на премьере «Бориса Годунова», который впервые целиком был показан в Мариинском театре 27 января 1874 года, что небезынтересно, в бенефис певицы Ю.Ф. Платоновой и по её письменной просьбе. Подлинник её письма на имя директора императорских театров Степана Гедеонова, написанный аккуратным каллиграфическим почерком, представлен в одной из витрин выставки.

Что до истории создания главного оперного шедевра Мусоргского, здесь есть несколько малоизвестных, но прелюбопытнейших обстоятельств.

Начнем хотя бы с того, что Мусоргский не первым из оперных композиторов обратился к сюжету русской смуты начала XVII века. Более чем за полтора столетия до Мусоргского в 1710 году гамбургский композитор, современник Баха и Генделя Иоганн Маттезон написал оперу «Boris Goudenow» на собственное либретто. Историки склонны считать, что интерес к русской истории возник тогда в Европе благодаря победе русских над Карлом ХII под Полтавой в 1709 году.

Другой интересный факт. Опера писалась Мусоргским не в одиночку, в создании либретто принимали участие его друзья-кучкисты: Римский-Корсаков, Стасов. Балакирев и умирающий Даргомыжский давали дельные советы.

Первый вариант «Годунова» осенью 1870 года был отвергнут дирекцией императорских театров из-за (дословно) «…преобладания хоров и ансамблей и слишком чувствительное отсутствие сцен для отдельных действующих лиц».

Так что если бы не директор императорских театров Степан Гедеонов, мы бы слышали совсем другого Бориса Годунова. Критики сходятся в том, что изменения, внесенные Мусоргским за три года с осени 1870 до января 1874, оказались в целом исключительно благотворными.

Мариинка-2: «Борису Годунову» - 140На выставке можно увидеть (и полистать самому) интерактивную копию оригинального автографа партитуры оперы, написанной рукой самого Мусоргского. Почерк очень ясный, бисерный, почти каллиграфический, в отличие, например, от небрежного почерка Бетховена. Также изящно и аккуратно записывал свои партитуры Рихард Вагнер.

Представлены на выставке роскошные костюмы всех главных действующих лиц оперы, взятые с постановок разных лет – от Шуйского до самозванца и Марины Мнишек. На плазменном экране демонстрируются фрагменты постановок «Годунова» Андрея Тарковского и «Хованщины» Леонида Баратова 1990 и 1991 годов.

В общем если вы придете в Мариинку-2 за полчаса до спектакля и подниметесь на четвертый этаж, вам скучать не придется…

Мало кто знает, что последняя квартира Модеста Мусоргского, из которой 13 февраля 1881 года его после трех падений в обморок с диагнозом «белая горячка» перевезли в Николаевский военный госпиталь находилась на Офицерской, где-то рядом с Мариинкой. Точный её адрес не установлен до сих пор.

1881 стал одним из тяжелейших годов для России и русской культуры. В начале года умерли – Писемский (21 января), Достоевский (28 января), Николай Рубинштейн (11 марта), 1 марта был убит террористами государь император Александр Первый.

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним "прости" не только усопшему певцу "униженных и оскорблённых", но и всем живым»

Свой 42-й день рождения Мусоргский отпраздновал в больничной палате 9-го (21-го) марта с парализованными руками и ногами, а 16 (28) марта около пяти утра сердце композитора остановилось.

Последний «гиперреалистический» портрет композитора, написанный Ильей Репиным, навестившим его в больнице, сослужил Мусорскому недобрую службу. Навряд ли Илья Ефимович, набрасывая кистью черты умирающего друга, предполагал, что создает образ музыканта, который станет визитной карточкой великого русского композитора Модеста Мусоргского…

Мариинка-2: «Борису Годунову» - 140Открывая выставку, Валерий Гергиев недолго пообщался с журналистами и ответил на вопрос корреспондента «ВП»:

- Валерий Абисалович, скажите, что особенно нравится Вам в музыке Мусоргского и в Мусоргском-человеке?

- Мне кажется, не любить Мусоргского очень трудно. Я помню как, когда еще учился в Консерватории, я впитывал в себя все богатства русской музыкальной школы и музыки Мусоргского, прежде всего. Из нескольких десятков имен композиторов два-три особенно привлекают благодаря какой-то необъяснимости их дарования, их гения. Когда я думаю о «Хованщине», мне кажется, что это вообще лучшая опера в мире. «Борис Годунов» оставляет во мне ощущение восторга и удивления. «Картинки с выставки» - в любой оркестровке – едва ли не самое популярное симфоническое произведение в мире. Конечно, если бы Мусоргский прожил еще лет 15-20, если бы его жизненный путь не сопровождался невероятными трудностями, и он писал бы симфонии, больше вещей для фортепиано, наверное, мы бы имели удивительное богатство, которого сегодня не досчиталась история музыки.

Но вот и Моцарт прожил немного и умирал в страшных мучения. Однако сегодня мы должны быть благодарны этим гениям и за то, что у нас есть.

Таким же именем, как Мусоргский, для меня является имя Сергея Прокофьева. И Чайковский, конечно. Хотя Чайковский, может быть, более европейский, он в большей степени немедленно, с первого раза понятный. Хотелось бы, чтобы все петербуржцы понимали и помнили, что мы живем в городе и питаемся традициями, которые восходят к таким великим музыкантам. А мы – Мариинский театр – со своей стороны собрали вместе такое количество творческих сил, которые позволяют нам донести до слушателя все богатство музыки и классиков, и современных композиторов.

1