10-летие постановки Александра Сокурова, «ПУШКИН – САЛЬЕРИ – МОЦАРТ»

ГБУК «Петербург-концерт» и Малый зал Филармонии им. М.И.Глинки
ПРЕДСТАВЛЯЮТ

10-летие постановки Александра Сокурова
«ПУШКИН – САЛЬЕРИ – МОЦАРТ»

10 февраля, 19.00 Малый зал филармонии (Невский пр., 30)
Юбилейное представление постановки Александра Сокурова:
Пушкин – «Моцарт и Сальери», Моцарт – «Реквием».

Идея проекта родилась в Малом зале Филармонии в 2002 г. в беседах с академиком А.М.Панченко и режиссером А.Н.Сокуровым как дань памяти А.С.Пушкина (10 февраля – день смерти поэта). Мысль объединить трагедию «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина с «Реквиемом» В.-А.Моцарта не нова и очевидна. Вспомним концерты в Санкт-Петербургской и Московской филармониях, где «Реквием» звучал как продолжение трагедии – отпевание Моцарта его собственной музыкой, или экспериментальный спектакль «Школы драматического искусства Анатолия Васильева» – смерть Моцарта и его прославление на небесах в «Реквиеме» Р. Мартынова.

Предыстория данного проекта заключается в не осуществленной до конца постановке 15-летней давности в Юсуповском театре (режиссер – Н. Беляк, роль Моцарта – А. Толубеев). «Реквием» Моцарта в транскрипции для ансамбля старинных инструментов должен был воссоздать атмосферу сочинения и исполнения музыки композитора в кругу его друзей. В нашем проекте Л.П. Мозговой «читает» маленькую трагедию А.С. Пушкина, а хор, солисты и оркестр под управлением В.И. Нестерова исполняют «Реквием».
Что объединяет в нашей программе имена Пушкина, Моцарта, Панченко и Сокурова? – Великие и мучительные вопросы: что вечно? что такое гениальность? («…ужель он прав и я не гений? Гений и злодейство две вещи несовместные»). В одной из своих теле-бесед ак. А.М. Панченко так отвечал на вопрос о гениальности: это «банальность и простота (синоним доброты), воплощенные единственно верным способом», «самые важные вещи в мире банальны: жизнь, смерть, любовь». Необычность и главный смысл этой программы заключается в сценографии и постановке А.Н. Сокурова. Знаменитый кинорежиссер, победитель крупнейших международных киноконкурсов (Берлин, Канны) по-своему решает дилемму «гений и злодейство»: гений бессмертен, «Реквием» Моцарта – не упокоение, а вечная радость и блаженство.
Слушателей ожидает новое пространственное решение звучания голосов чтеца, солистов, певцов хора. Режиссер раскрепостил певцов, разрешил им свободно двигаться по сцене, и это дало прекрасный звуковой эффект. Каждый исполнитель индивидуально общается со своим звуковым пространством, создавая или воспроизводя звучание «Реквиема» в сознании композитора.
Заканчивается исполнение повторением №7 “Lacrimosa” на том аккорде, на котором, по преданию, из рук умирающего композитора выпало перо. Моцарт не завершил своего произведения: №№ 8 – 12 были дописаны учеником и другом Моцарта Францем Зюссмайером на основании набросков и уже использованных в начальных номерах музыкальных тем.

1