От бурлески до сонаты - музыкальная пятница на Мойке 122

СПДМ6 февраля, в пятницу, в 19.00, на сцене Санкт-Петербургского Дома музыки (наб. Мойки 122), в рамках цикла «Вечера в Английском зале», в концерте «Свет и тени» выступят лауреаты международных конкурсов, студенты Московской консерватории, флейтист Андрей Санников и виолончелист Александр Рамм, партия фортепиано - Анна Одинцова.

Программа концерта построена на противоположностях: лиричные, нежные мелодии контрастируют с темпераментными, стремительными партиями.

В Гранд полонезе создателя современной флейты Теобальда Бёма медленная Интродукция переходит в торжественный Полонез.

Фантазия для флейты и фортепиано Габриэля Форе сочетает в себе французскую лирику и юмор. Медленный танец и яркие образы комедийного театра воплощены Альфредо Казелла в «Сицилиане и Бурлеске». Динамичная «Арабеска» импрессиониста  Клода Дебюсси сменяется его «Медленным вальсом». Известна и любима слушателями Фантазия Поля Таффанеля на темы оперы Вебера «Вольный стрелок». Виолончельная музыка представлена романтической  Сонатой ми минор Иоганнеса Брамса и многогранной До мажорной сонатой Бенджамина Бриттена.

СПДМАндрей Санников (24 года) –  студент Московской консерватории им.Чайковского (класс Народного артиста России Леонида Лебедева). Победитель Международного музыкального конкурса «Giovani Musicisti» (Италия, 2014), победитель международного конкурса «Ночь в Мадриде» (Испания, 2013).

СПДМАлександр Рамм (27 лет) – ассистент-стажер Московской консерватории (класс профессора Натальи Шаховской). Лауреат международных конкурсов: Международного конкурса виолончелистов Paulo (Финляндия,2013), Международного конкурса виолончелистов им. Антонио Янигро в Загребе (Хорватия, 2012). Победитель Всероссийского Музыкального конкурса (Россия, 2010).

Аудитория 12+, стоимость билетов 250-300 руб.

Обувь на шпильках, фото- и видеосъёмка запрещены

Подробная информация на сайте www.spdm.ru

Справки и аккредитация по телефону: (812) 702-60-96

Санкт-Петербургский Дом музыки – федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с  целью  подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям.  Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122. Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.

Теобальд Бём — известный немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор, создатель современной поперечной флейты. Его перу принадлежат многие произведения для флейты, где использованы в качестве основных тем народных напевы – немецкие, польские и проч. Одно из самых известных своих сочинений — Гранд-полонез — Бём создал в 1831 году, однаружив незаурядное мастерство композитора и заложив в сочинении возможность демонстрации виртуозности инструмента. Развернутая концертная пьеса складывается из двух разделов, где медленная торжественная Интродукция переходит в собственно Полонез с его феерическими звуковыми эффектами солирующей флейты.

Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты и фортепиано, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть.

Альфредо Казелла — известный итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный писатель. В качестве пианиста и дирижёра Казелла гастролировал во многих европейских странах, том числе неоднократно в России и СССР. Создавая в 1914 году Сицилиану и бурлеску для флейты и фортепиано, Казелла использовал форму конкурсного произведения Парижской консерватории. В диптихе слушателям открывается воссозданная современным автором историческая атмосфера Италии — в ее старинном танце (сицилиана) и образах комедийного театра 16 века (бурлеска). Контраст медленной, пасторальной по характеру Сицилианы и комической, подчас карикатурной Бурлески создает яркие, романтико-импрессионистические картины.

Поль Таффанель принадлежит к числу известнейших исполнителей 19 века. Одна из газет того времени писала о музыканте: «Его талант флейтиста выявляется столь полно, что виртуозность господина Таффанеля выглядит поистине универсальной. Он и впредь останется признанным, неподражаемым мастером, подобно Паганини флейты». Среди его сочинений особое признание завоевала Большая концертная фантазия на темы «Вольного стрелка». Популярная опера К.-М. фон Вебера шла на многих сценах Европы и горячо принималась публикой. Таффанель создал на основе ее ведущих тем развернутую концертную пьесу, по сути, передав основной событийный ряд оперы и продемонстрировав многогранные возможности инструмента.

Две пьесы выдающегося французского композитора–импрессиониста Клода Дебюсси «Арабеска» и «Медленный вальс», созданные как фортепианные, со временем были аранжированы для разных инструментов. Заложенные в них художественные возможности в каждой обработке приобретали новые оттенки, продолжая линию импрессионистического взгляда на окружающий мир. Арабеска — первая из двух в цикле, написанном в 1890-1891 годах, использует созданный Р. Шуманом жанр, характеризующийся прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Вальс (он у автора носит уточнение «Более чем медленно») был написан в 1910 году — это не столько танцевальная пьеса, сколько выразительная картинка с контрастными настроениями и прихотливо меняющимся ритмическим рисунком.

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.

Свою Сонату для виолончели и фортепиано в пяти частях Бенджамин Бриттен написал в 1961 году для М. Л. Ростроповича. После исполнения сочинения один из рецензентов назвал Сонату «пятью фотоснимками мастерства Ростроповича». Образной направленностью, структурой, программными заголовками частей, трактовкой сольного инструмента Соната в значительной мере связана с Первой сюитой. Первая часть Диалог построена как ведущийся в темпе Allegro активный «разговор» двух инструментов; вторая — Скерцо–пиццикато возникает как условно–шуточная сценка персонажей; третья решена композитором как Элегия несколько сумрачного оттенка; четвертая часть Марш переключает действие в активный, энергичный план; пятая часть Вечное движение — своеобразное дьявольское стаккато — в смысловом отношении подводит итог сложной композиции.

1