ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ В НЕПРОСТЫЕ ВРЕМЕНА

ПИ В СПБ АКАД. Ф.Кто-то может сказать про нынешние фестивали и торжества, проходящие во время обвала курса рубля и войны на Донбасе, что всё это «пир во время чумы». Но вот и автор «Декамерона» Бокаччо, и наш Пушкин всерьез считали, что наслаждаться изысканными винами, яствами и утонченными шедеврами искусств на грани жизни и смерти – самый мудрое решение из возможных в подобном случае.

Но уж во всяком случае, лучше забываться, пируя, чем разражаться в социальных сетях стонами, охами-ахами, бессильными проклятиями и матерщиной.

«Коль мысли черные к тебе придут,/ Откупори  Шампанского бутылку,/ Иль перечти «Женитьбу Фигаро» - так завещал нам легкий гений Пушкина, а темный гений будетлянина Велимира Хлебникова гласил: …Когда умирают люди, поют песни...

Так поступаем и мы, забывая о насущных проблемах в театрах и залах петербургской Филармонии. Тем более, что парадные интерьеры Дворянского собрания и Дома Энгельгардта сами по себе способны поднять самое дурное настроение.

В каждом фестивале, разумеется, есть свои изюминки или, как теперь говорят, фишки. На мой взгляд, прошедшая XV-я Площадь Искусств запомнилась петербургским меломанам, прежде всего, тремя именами – двумя вокалистами мировой величины – Йонасом Кауффманном и Йэном Бостриджем и одним пианистом того же экстра-класса – утонченным эстетом и настоящим английским денди седовласым красавцем Кристианом Блэкшоу.

йонас кауффманнКауффманн подарил публике благоуханное дыхание шумановской «Любви поэта» и «Песен на стихи Матильды Везендонк» Рихарда Вагнера. Немножко удивляло только то, что его концертмейстер, как будто загонял его, не давая дышать. Неужели такая величина, как Йонас Кауффманн не может себе позволить более чуткого аккомпаниатора? У элегантного и артистичного Бостриджа, спевшего в Большом зале в вечер самого темного дня в году великий «Зимний путь» Франца Шуберта, с его концертмейстером Джулиусом Дрейком и со всем остальным был полный порядок. Нужно отдельно поблагодарить администрацию Филармонии за программки, в которых помимо аннотации были помещены немецкие оригиналы стихотворных текстов плюс их переводы на русский.

Кристиан Блэкшоу предсказуемо собрал переаншлаг в Малом зале, где он с подлинно английским изяществом «продекламировал» до минорную Фантазию Моцарта, «божественные длинноты» ля мажорной Сонаты Шуберта и мефистофельскую диалектику си минорной Сонаты Листа. Затем в Большом зале в вечер закрытия фестиваля, в великолепном ансамбле с Юрием Темиркановым и ЗКР, столь же изящно и изысканно сыграл до минорный (№ 24) Концерт Моцарта.

Открытие же Фестиваля в каком-то смысле стало заложником далеко не первосортной музыки второразрядного английского композитора Элгара (что поделать – перекрестный год английской культуры в России и русской в Великобритании!). И только уникальные возможности гения Юрия Темирканова и его оркестра представить с блеском даже не лучшую музыку плюс второе отделение с потрясающими мистическими «Озарениями» Бриттена на стихи Артюра Рэмбо и восходящей оперной звездой красавицей Ольгой Перетятько в качестве солистки спасли дело.

Сюиту Густава Хольста «Планеты», из которой хорошо известна широкому слушателю одна пиеса «Марс», также спасло только исполнение Николая Алексеева и кинофильм, снятый NASA для тупоголовых инфантильных американов из штата Юта, которым каждый аккорд и модуляцию надо объяснять цветными комиксами.

В «Евгении Онегине», дававшемся в Малеготе в рамках фестиваля, в безобразной постановке Васи Бархатова блистал г-н Пинхасович.

Войдут в историю, безусловно, незабываемый Пёрселл Opus Post. и Татьяны Гринденко, и, конечно же, триумфальное исполнение Юрием Темиркановым и Заслуженным коллективом Четвертой Малера на вечере закрытия Фестиваля…

В общем, пир удался на славу, и – Бог дал – все участники, гости и слушатели живы, здоровы и готовы пережить и зиму, и кризис.


1