ПОЭТОВ СТАЛО БОЛЬШЕ, И ЭТО ЗДОРОВО

Яна БогдановаИскренность вообще "торкает", как хорошая сивуха! Рай, ад, вселенная и ты на унитазе! После фильма "Страсти Христовы", который посмотрела "под Пасху", так сказать, поняла, что в искусстве должны быть резкие и настоящие вещи, они достают из задницы мозги и выкидывают их прямо на улицу. Ну, а там прохожие, джипы, Балтика 7, пару девочек для съема. Все это надо схватить! Зажать в кулак, принести домой и приласкать.

Яна, сегодня поэтов в тысячи раз больше, чем во времена, например, Пушкина. Как в такой ситуации современному поэту найти своего читателя, а читателю - своего поэта?

Людей с поэтической душой во все времена было достаточно. Что лучше, выражать то, что чувствуешь на бумаге или поэтизировать саму жизнь, большой вопрос. Сегодня поэтов действительно стало больше и это здорово, так как родилось, можно сказать, новое поколение, которому необходимо находить отражение своей жизни в творчестве. Поэзия - это подсознательная сублимация пережитых событий. То, что люди сейчас хотят писать стихи, говорит о том, что они наполнены до краев "Инь и Ян", как результат, из их чаши выплескиваются строчки. Более, людям стало Необходимо писать стихи, ведь через поэтическую призму удается изжить какую-то горечь, что-то понять или глобально переоценить мир с его существующими законами, как внешними, так и внутренними. Для этого сейчас достаточно информации в сфере политических, экономических и духовных событий, в связи с которыми человек становится несколько другим. Я не говорю более ожесточенным или озлобленным - просто другим.

Что касается публики. У поэта много возможностей для ее выбора. Появилось немало различных инноваций с помощью которых люди могут общаться между собой или знакомиться. Например, Интернет. Если поэту хочется узнать мнение посторонних или уважаемых ему людей, он может найти сайт, блог или социальную сеть, через которые не только может связаться даже с очень известными личностями, но и завести новые знакомства, создать вокруг себя маленькую поэтическую ячейку. Говорить о том, как быть современному поэту в нашем обществе, сложно. Ведь сейчас модно быть богатым, счастливым и загорелым. А поэт - это судьба и часто нелегкая. Невозможно представить себе поэта, который зарабатывает деньги своими стихами.

В Петербурге достаточно различных поэтических сообществ, из которых человек волен выбрать то, что ему ближе в плане мироощущения. Хотя все-равно "клан поэтов" остается закрытым. Обычно это чтения для своих.

Мне сложно отвечать на этот вопрос, так как для себя я не могу определить степень нужности поэзии в современном мире. Скорее поэзию интересно слушать, "представлять", а не читать. Время движется невероятно быстро, и современному человеку хочется овладеть максимумом информации. Услышать стих, увидеть перфоманс, заочно познакомиться с неординарной личностью на сцене, в общем, получить яркие впечатления. У нас в городе весьма часто проходят подобного рода "поэтические сборища" и не могу сказать, что они не пользуются популярностью у молодежи. Другой вопрос в том, что и стихи им уже интересны, те "технократически-электронные", которые говорят о реалиях жизни, в которых они могут услышать отголоски своих внутренних переживаний.

Что для тебя важнее - читать чужие стихи или писать свои?

Я получила первое образование в Санкт-Петербургском Университете Культуры и Искусств, как режиссер драмы. Поэтому читать чужие стихи мне всегда очень интересно, особенно, когда удается найти в них что-то свое, родное, и максимум выразиться как актриса и режиссер. Мне что-то интересно, что-то нет, что-то мое и наоборот. Современные стихи с листа я читаю редко, но с удовольствием слушаю их со сцены Театра Поэтов "Послушайте" на Пушкинской, 9

Все равноценно. Как можно писать что-то свое и не интересоваться чужим? Это значит запереть самого себя в Палату 6, остаться безумным в безумии, наедине со своими образами и метаниями. Нужно протягивать руки в мир и он ответит тебе тем же.


Кто твои кумиры и учителя?

У меня нет кумиров, так как преклонять колени можно только перед Богом. Своим главным учителем я считаю Ф. Достоевского. Он не поэт, но сумел научить самому главному - быть честной и требовательной. Из поэтов, пожалуй, Марина Цветаева. Ее максимализм, предельное ощущение жизни, никаких поддавков, только пощечины в виде тире. В шестнадцать лет я написала небольшое эссе под названием "Моя любовь - Марина Цветаева". Там есть стихи, посвященные ей:

"Ты никогда для меня не была "просто женщиной", "просто человеком", "просто поэтом" "Ты была не просто - мужчина и женщина, земля и небо, старость и юность - Целое. Ты для меня Марина - Целое".

Марине Цветаевой

Моя - Твоя - Колокольня!
Вверх перстами! Вниз животом!
Сквозь печаль Марина, сквозь вечерю
С протянутой улыбкой под окном.

Мне колен своих согнуть сердце
Пред тобой - одичалое,
Ты сегодня в крест невеста -
Целуемая, алая!

Ты сегодня снег и рожь -
Косы жжешь, словно воин в путь,
Слово растревоженное - вожжами тревожь,
Розовое, голубое, красное - твоя суть!

Снегом рваным путь омою,
Выстелю - выстрелом глаз входные двери,
Настежь - победительницей Трои,
Последней любовью удостоверю.

Верю, ворую, воюю веру,
В стенах замкнутой птицей кличу,
Слов твоих - золотую орду
Нежности рук - громогласную сечу.

Целовать твой последний день
Жизнь, радость, восторг, боль,
Никакого права на "тень",
Тебе - и твоим устам колокольным.

Подберу в ночи лат угрюмых тяжесть,
Несть вперед их весь сердечный путь.
Неотступная - юная ярость.
Не прощенная - старая грусть.

Потом, Иосиф Бродский. С него началось мое введение в поэзию. Когда мне было четырнадцать, я училась в театральной студии, где наши руководители поставили с нами "Шествие". Это был трогательный и жесткий спектакль с песнями и пластическими номерами. После этого я стала его читать, интересоваться судьбой. Мне близка в нем - глубина и заумность, которая выливается в простоту и ясность. Когда человек пытается объяснить тебе, что такое истина, ты особенно не вникаешь в слова, а просто веришь или нет. Бродскому я поверила.


Как ты относишься к известному изречению Н. Некрасова "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"?

Особенно актуальный вопрос на фоне происходящей политической ситуации. Поэт - должен быть гражданином, только это как-то пафосно звучит. Лучше просто человеком, который любит свою родину.

P.S

Поэт сегодня обрекает себя на добровольное изгнание из общества, истерически -радостно взваливает на свои плечи крест - мук, истекая кровью душевной шагает в каждый божий день. Он не боится устанавливать свои творческие законы, и созерцать, не важно, что бы он ни делал, все у него обострено и во всем он непременно видит смысл мистический. Но путь художника, как ничей другой - интересен и неповторим. Потому что он свою жизнь "творит сам, по собственному произволу", "и не надо кричать им не надо".


СТИХИ ЯНЫ БОГДАНОВОЙ

Кризисные инсталляции

Надоело следить за новинками сезона.
Orbit!
Не помню как пишется,
да уже и не ново,
вышел из моды,
а я сижу дома,
где сквозняк и сырость.

На милость последней сигарете,
отдаю свои вдохновенные сплетни
и сетевые ухмылки.

Быть битым,
значит унаследовать
царство своего страха.
Мне важно стать прахом-
понять, как стать прахом.

Колени сгибаются
в нервном экстазе.
Круг глаз ограничился-
памятью и дрожанием.

Мне хочется зажать вас в комок распятый,
чтобы быть сильным, честным, и рваным.
Громко стоять
между междометием и окончанием.

Утро уже наступило - оно вечно!
Бизнес, доллары, кризис,
всеобщий гамм ртов.

Озноб пробегает по коже,
пока я хожу
по раздвоенным улицам снов.

Как мне понять,
что память кончилась
из ее вен, так быстро льется кровь,
из ее век, так отчаянно просится осень.
Где мне понять, когда остановится память.

Как мне найти остров тихой надежды,
нет, не той, что вечно жалуется и просит.
Как мне найти остров диких песен,
которые поются хором,
а не мольбой возносят...
свои притчи и прегрешения.

Жмусь отчаянно к холодной стали,
Смерть не ведает,
когда ее попросили или достали.

Мне так тихо -
в этом белом огне,
будто дерево, говорит о том,
как страдает,
в упокойном сне....
можно слышать тишину,
хотя обыкновенно,
она летает,
по комнате гулким эхом воспоминаний.


Девочка на Яблоке

1

Ты видел меня на экране?
Я лежу в ванне
и пью мартини
с Иеронимом Босхом
посохом простукивая свои бедра.
Пасхальные титры -
падающие на лобок воском.

Глаза прыгают в точку.
Строчка опоры временно недоступна
- что-то расстреляно внутри.
И неприступно.

2

Девочка на яблоке
Перекатывает шары
своего тела
Неумело танцуя под рэгги
На солнечных проводах,
зарываюсь под одеяло
я вижу сны!
Девочку на Яблоке раздевают
Девочку на яблоке насилуют,
Девочку на яблоке
вербуют в члены правительственной партии
Третьего Рейха,
Стейк с красками -
вкусная смерть
Девочке на Яблоке
запрещают смотреть
и она безропотно отпивает,
отмеряет, отслеживает,
остаток своей биологической жизни -
во славу великого отечества

во славу великих символов!


Войной пахнет

Утоляю потребности - жую на ужин кусок мяса,
свиные инцефалитные палочки and
немного подгоревшие туберкулезные тефтели,
так Железная Васа гнется паралепипидом
сквозь стаю в метро и гуманоидные вертелы 

Застрявшей любовью в часовом механизме
болтаюсь как Филонов на кресте размытом,
в этом общем степном организме,
вырывая аорты и глаз сюиты.
"Фламинго дверей" растет на паперти,
в протянутых эскизах мук - мертвые мухи.
Я отдаюсь каждой пробегающей кошке,
кровоточащей песню у рта и памяти.
Муравьи летят косяками под вальсы Шопена.
Я врезаюсь в стекло, желая разбиться.
Нота "до" длинная как перемена,
от начала и до конца жизни.


Поэзия Звука

(пятнистые ассоциации)

Очень тяжело каждый раз сбрасывать глаза, когда любишь!

I - Vivaldi

CjnCerto in B minor, op.3, .10
* Allegro* Largo, Larghetto* Allegro



Звенящие глаза пролились в мои руки
Я сквозь смычок, проглядывая вижу
Последний отпечаток твоей муки

Я никогда не видел таких лиц
Багрово-желтых в счастье и унынье
и слышу как поет весенний лист
щемящей тайной и молитвой.



ConCeRTO in Major

*Allegro molto* Larghetto* Allegro


Осеннее скрещенье ветра и земли
Мне твои красные румянца губ пылают
об оловянном сердце без любви
начале ада в конце рая.

Молитва глаз как красный флаг стреляет
В ревущем времени - ни строчки, ни слезы
и только пенный гул нас догоняет
в предвестье утренней грозы.


PRESTO - G-MOLL

Я распахну свой храм твоей звезде,
Я буду правильной, покорной и счастливой
Я распахну свои врата тебе
Там где не будет сумерек и тины.


Я вся отдамся пламенным рукам,
И утону навечно, безвозвратно
Я вся сгорю, но пусть мой храм
Осветит бесконечный путь обратно.


Асфальт. Вино. Фонарь. Аптека.

Кокаиновые пакеты глаз
ты завяз в болоте воспоминаний
я дарю тебе акварельную песню
она падает громко на лица прохожих
мне так хочется выпить
но уже слишком поздно
мне так хочется вынуть
из тебя всех прохожих
параллельное солнце
в голубом экране
ты пляшешь голый
в разбитой ванне
тампоны объятий
мягкие и влажные
густая пена стихов
одинокая и раскрытая
как женский оргазм
среди TV тамтамов
обрушиваются цирки, больницы,
театры и храмы
маршируют солдаты
как ватные палочки
между небом и землей
всего три вдоха
внимания,
нет больше времени
да кому оно нужно
такое смятое и убогое
нет больше идолов
пластилиновых и податливых.
Кокаиновые пакеты глаз
нарисованные на асфальте
я больше не хочу быть матерью
твоих страхов.

Маленький принц умер,
Бога - нет,
Но мы то с вами,
Будем жить.

{jcomments on} 

1