МАЛЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ ОТКРЫВАЕТ СЕЗОН

25 сентября, 19.00 Малый зал филармонии (Невский пр., 30)

Дивертисмент памяти Шостаковича
1-й концерт 7 абонемента «Такой разный дивертисмент»
Ансамбль «Дивертисмент»
Малер: Adagio из Десятой симфонии (переложение для 15 струнных Х.Штадльмайра); Шостакович: Камерная симфония (Квартет № 8 в обработке Р.Баршая), 8 прелюдий (версия для струнного оркестра Г.Корчмара)

В день рождения Шостаковича в Малом зале будет звучать музыка самого Дмитрия Дмитриевича и Густава Малера, композитора с которым он находился в почти непрекращающемся внутреннем диалоге. Отголоски этого диалога слышны во многих сочинениях мастера. Однажды в разговоре с Родионом Щедриным Шостакович сказал, что если бы ему пришлось навсегда остаться на необитаемом острове с единственной партитурой, то это была бы малеровская «Песнь о земле».
В первом концерте своего именного абонемента ансамбль «Дивертисмент» сыграет Адажио из неоконченной Десятой симфонии Малера, Камерную симфонию и восемь из 24-х прелюдий для фортепиано Шостаковича.

Десятая Малера (1910 г.), его последнее оркестровое сочинение, осталась неоконченной. За прошедшее со времени ее сочинения столетие предпринималась не одна попытка закончить это произведение или подготовить его к концертному исполнению. В концерте первая часть симфонии прозвучит в версии для 15 струнных, созданной главным дирижером Мюнхенского камерного оркестра Хансом Штадльмайром.

Камерная симфония – это версия автобиографического 8-го квартета Шостаковича, созданная Рудольфом Баршаем с согласия автора в 1967 году. Легший в ее основу Восьмой квартет был написан в июле 1960-го, всего за три дня, в Дрездене, во время работы композитора над музыкой к совместному советско-германскому фильму «Пять дней, пять ночей». Квартет, не смотря на формальное посвящение жертвам фашизма, глубоко автобиографичен. В этой партитуре Шостакович процитировал более двадцати собственных тем и снабдил сочинение мотивом-монограммой DSCH.
В одном из писем к Исааку Гликману Шостакович писал:
«Дорогой Исаак Давидович....Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки... Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии). Да: забыл еще мою 10-ю симфонию...»
Фортепианный цикл «24 прелюдии» (op. 34) был написан почти за 30 лет до 8-го квартета, в 1932 – 33 годах, в одно время с «Леди Макбет Мценского уезда» и Первым фортепианным концертом. Восемь кратких, афортистичных пьес этого цикла были переложены для струнного оркестра Григорием Корчмаром. website

1