Звездопад турагентств. Кто следующий?

турфирма альбионВ августе бывает звездопад. Нынешний последний месяц лета отмечен падением с небесных вершин нескольких капитанов туристической отрасли. «Нева», «Лабиринт», за ними московский «Космо-тур» и екатеринбургская «Стрела ветра»…

В Петербурге за одну неделю три крушения – «Ветер странствий», «Формула хорошего отдыха», «Этюд». Понятно, что список этот неокончательный.

И всех тех, кто отложил свой отпуск на бархатный сезон, волнует один вопрос – кто следующий? Специалисты называют среди прочих петербургских туроператоров «Алина-тур» и «Альбион»…

Крайне неприятная для сотен и тысяч клиентов турагенств ситуация, связанная с внезапным банкротством нескольких китов турбизнеса (и далее рыбешек поменьше), в Петербурге приобрела несколько трагикомический – в духе Гоголя – характер.

Если патриарх отрасли комитетская «Нева» затонула с величественностью Титаника, оставив за бортом родины тысячи клиентов, а в России очереди разочарованных «обманутых вкладчиков», если в «Лабиринте», как в античном мифе заблудились несколько сотен отдыхающих, оставшихся без спасительной «нити Ариадны», ведущей домой, то в Петербурге владелицы лопающихся агентств считают бонтоном при крахе своих контор поломать комедию. Климат, наверное, у нас такой.

В среду, 20 августа прекратило свою деятельность уже третье за неделю петербургское турагентство «Этюд». «Офис на Васильевском острове закрыт, телефоны менеджеров не отвечают, отделение в Василеостровском районе закрыто. Многоканальный телефон дает длинные гудки, сотовые находятся вне зоны доступа. Нет возможности связаться и с директором Ириной Ледневой. В полицию уже поступают заявления от пострадавших туристов», - говорится в сообщении РСТ.

До этого 13 августа остановил свою деятельность туроператора «Ветер странствий», 15 августа – турагентство «Формула хорошего отдыха».

И если директор «Этюда» Ирина Леднева просто закрыла офис и не отвечает на звонки, то директрисы «Ветра странствий» и «Формулы хорошего отдыха» устроили из краха своих лавочек каждая в меру своих способностей полукомедийное драматическое представление.

Так компания «Ветер странствий» приостановила свою работу 14 августа «в связи с исчезновением генерального директора». А пропавшая на несколько дней гендиректор «Ветра странствий» Любовь Агафонова, объявившись в северной столице, объяснила свое исчезновение отъездом на лечение нервного срыва. По данным Фонтанки.ру, женщина скрывалась с мужем и дочерью-студенткой в Европе. Психологически интересно её заявление, опубликованное на сайте компании: она обвинила в крахе турфирмы всех, кого только можно, кроме себя. Виноваты: 1) паника на рынке из-за банкротства компаний, 2) затянувшийся нулевой спрос и кризис, сопровождаемый негативным потоком политических и экономических новостей, 3) растущие курсы валют, 4) работа рекламной кампании, которая не дала никакой отдачи, 5) невыполнение другим подрядчиком новой системы автоматизированного учета, 6) вложение всех свободных средств компании в новые проекты IT и отдел приема в России и внутреннего туризма, а также в выставки и рекламу». Не виновата только Любовь Агафонова.

Среди других она обвинила, между прочим, и своих подчиненных. При этом по данным РСТ в «Ветре странствий» зарплату начали выдавать не полностью еще весной, а за июль менеджеры вообще ничего не получили. Объясняя свое исчезновение, Агафонова заявила, что у нее… «резко ухудшилось состояние здоровья и возник нервный срыв, в результате чего пришлось выехать на срочное лечение».

Правоохранительные органы, изучив обстоятельства дела, считают совсем по-другому: по версии следствия, Агафонова, не имея намерений исполнять взятые обществом обязательства в рамках заключенных с гражданами договоров на оказание туристических услуг, совершила хищение полученных денежных средств. В результате действий Агафоновой 14 августа 2014 года деятельность турфирмы была приостановлена, а клиентам общества был причинен имущественный вред на сумму более миллиона рублей».

А генеральный директор «Формулы хорошего отдыха» Екатерина Петрова, которую конкретно подозревают в бегстве с деньгами клиентов, пришла в понедельник, 18 августа в Центральное УМВД и сообщила, что стала жертвой похитителей, которые якобы удерживали ее с четверга, 14 августа, по понедельник, 18-е в лесистой местности под Петербургом, отобрав предварительно мобильный, всю наличность, ключи от машины и т.д.

И в эту версию опять же мало, кто поверил. Туристка Анна, оставшаяся без полностью оплаченного отдыха в Египте, например, очень сомневается: «Я заключила договор с агентством еще 4 августа и внесла деньги. Что мешало Петровой перевести сумму туроператору «Библиоглобус» до своего похищения (14 августа)? Что-то не сходится».

Так кто же следующий? И есть ли еще в городе надежные туроператоры?

Не хочется уподобляться Джен Псаки, черпающей информацию о тайнах мировой политики из соцсетей, однако именно в данном случае, форумы и группы в соцсетях как раз и предназначены для обмена информацией клиентов о качестве предоставляемых услуг и предупреждения критических ситуаций.

Тревожные звонки Вконтакте, ФБ, Одноклассниках звучат, к примеру, по поводу «Алина-тур», которая пытается откровенно демпинговать, что служит явным признаком скорого краха.

Но больше всего негативных и возмущенных отзывов клиентов мы нашли по поводу не очень известной, но довольно-таки старой питерской конторы «Альбион» (создана в 1995 году), чей офис расположен на Большой Московской 1-3, окна под вывеской «АВИАБИЛЕТЫ» выходят прямо на Владимирскую площадь.

Претензии клиентов можно классифицировать на две группы:

1.Жалобы на хамство менеджеров, на то, что они зачастую отвечают на звонки клиентов не только грубо, но и бессодержательно (например, звонок клиента из-за границы: не совпадает дата вылета в обратном авиабилете – это ваше дело и проблемы авиакомпании, трубка кладется), или вообще не снимают трубку.

       Американские психологи, кстати, считают, что такое поведение менеджеров среднего звена очень четко свидетельствует о том, что в компании не все в порядке. Например, не вовремя выплачивается зарплата, директор фирмы общается с подчиненными жестко и несправедливо, есть внутренние признаки близкого банкротства и т. д.

татьяна сухорукова         2. Жалобы собственно на качество обслуживания: клиент, приезжая на отдых, вместо обещанного четырех-пятизвездочного отеля получает номер со сломанным кондиционером чуть не в километре от моря, где горничные воруют, а портье хамят.

       Это говорит о том, что менеджеры «Альбиона» хорошо знают рынок отельного «неликвида», который можно подешевле купить и подороже продать...

Мы обзвонили также несколько крупных авиакомпаний и поинтересовались, есть ли у них деловые отношения с петербургским оператором «Альбион». В двух компаниях нам пожаловались, что проблемы со своевременной оплатой авиабилетов имеются, имеются и жалобы от клиентов, которые приобретали билеты в Альбионе, а потом предъявляли претензии авиакомпаниям, так как менеджеры Альбиона отказывались решать возникшие проблемы.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что слухи о скором и внезапном уходе «Альбиона» с Большой Московской 1-3 с рынка туристических услуг могут оказаться вовсе небезосновательными. Тем более, что руководит им экстравагантная и богато артистически одаренная дама Татьяна Сухорукова, чьи таланты и сила фантазии могут далеко превзойти неудачные эскапады владелиц «Ветра странствий» и «Формулы хорошего отдыха».

P.S. Когда готовился к печати этот материал, поступило сообщение о приостановке деятельности турагента "Атлас": http://www.bfm.ru/news/270027.

1