15 августа: «Венский вечер» в СПБДМ

спбдм«Вечера в Английском зале»

I отделение

И.Брамс (1833-1897). Соната №1 для кларнета и фортепиано фа минор op.120
А.Штадлер (1752-1812). 3 каприса для кларнета соло
Исполняет - лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано - лауреат международных конкурсов
Федор Абаза

II отделение

Й.Гайдн( 1732-1809). Соната № 60 для фортепиано до мажор XVI:50
И.Брамс (1833-1897). 16 вальсов op.39
Ф.Шуберт (1797-1828) – Ф.Лист (1811-1886). Вальс-каприс №6 «Венские вечера» S.427
Исполняет - лауреат международных конкурсов
Федор Абаза

 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин

На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской практики. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых - Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимый тембровый оттенок, открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Первой сонате для кларнета, четыре части которой (1. Allegro appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto  grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы  насыщенного лирико-драматического повествования.

Известный австрийский кларнетист, один из первых солистов-виртуозов на этом инструменте, Антон Штадлер немало сделал для усовершенствования и расширения его возможностей. В частности, музыканту принадлежала идея создания бас-кларнета, осуществленная позже. Демонстрация Штадлером возможностей кларнета привела к тому, что звучанием инструмента заинтересовались многие композиторы, среди которых следует назвать В. А. Моцарта. Он написал для Штадлера и посвятил ему свой знаменитый Концерт для кларнета с оркестром, закрепив тем самым за кларнетом право называться самостоятельным, сольным инструментом с богатыми художественно-техническими возможностями. Штадлер и сам небезуспешно пробовал себя как композитор. К числу самых известных его сочинений относятся Три каприса для кларнета соло, написанные в 1808 году. Три разнохарактерные пьесы стали одним из первых в истории музыки опытов в жанре каприса, который некоторое время спустя получит блистательное воплощение в творчестве непревзойденного итальянского скрипача Н. Паганини.

Клавирное наследие Йозефа Гайдна включает значительное количество сочинений, в центре которого находятся сонаты. В настоящее время известно более 60-ти сочинений данного жанра, создававшихся композитором на протяжении более сорока лет. За это время соната прошла сложный путь развития, сформировав тот тип классической сонаты, который стал своеобразным эталоном для композиторов последующих поколений. Один из современников говорил о Гайдне: "Всегда богатый и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественый, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него". Эти слова в полной мере могут быть отнесены к сонатам, отразившим богатый внутренний мир художника. Соната До мажор относится к числу последних, написанных в период жизни в Вене, и отражает особенности зрелого стиля Гайдна. Она посвящена известной пианистке Терезе Янсен-Бертолоцци, с которой композитор был дружен и исполнительский талант которой оценивал очень высоко. Соната представляет собой трехчастный цикл, в ней основной драматургический конфликт сосредоточен в первой части (Allegro), вторая часть (Adagio) предстает как своеобразная лирическая фантазия, финал же (Allegro molto) решен как лаконичная, динамичная пьеса, дополняющая звучание предшествующих частей.

Цикл 16 фортепанных вальсов опуса 39 был написан Иоганнесом Брамсом в период его работы в Вене. Он посвящен известному музыкальному критику Э. Ганслику и впервые был опубликован в 1867 году. Вальсы представляют собой миниатюры, написанные преимущественно в простых формах и непосредственно переходящие одна в другую. Здесь быстрые пьесы сменяются медленными, оживленные - задумчивыми. Вальсы объединяются не только характерным ритмом бытового танца, но и тонально, поскольку зачастую отдельная пьеса в своей тональности связана с предыдущей по принципу одноименной (ми минор - Ми мажор)  или параллельной (Си мажор - соль диез минор) и др. В цикле преобладают мажорные тональности, подчеркивающие светлое настроение и незатейливость выразительных пьес. Особую известность получили два вальса из цикла - # 9 (ре минор) и # 15 (Ля бемоль мажор), часто звучащие в концертных программах.

Вся жизнь выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта была связана с Веной, с ее музыкальным бытом, с народными песнями и танцами. Поэтому столь часто в своем вокальном и фортепианном творчестве композитор обращается к традиционным лендлеру и вальсу, создавая на их основе яркие инструментальные сборники и циклы. К ним относится сборник "Венские вечера", позднее привлекший внимание Ференца Листа; им была сделана концертная обработка шубертовских пьес, одна из которых включена в программу сегодняшнего вечера. Здесь вальс, уже у Шуберта приобретший оттенок "капризности", разрастается до масштабов фантазии на тему австрийского танца.

Проф.З.М.Гусейнова 1