ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ: СЛОМАТЬ ЧЕТВЕРТУЮ СТЕНУ

юрий александровПрезентация оперы-митинга «Крым» на исторической сцене особняка барона фон Дервиза

Могло ли кому-то из знатоков истории советской музыки присниться в фантастическом сне, что крепко-накрепко позабытая опера преданного столь же глубокому забвению советского академического композитора Мариана Коваля (1907-1971) «Севастопольцы» (1946) окажется востребована Временем?

Еще полгода назад, наверное, решительно никому. Однако дела обстоят именно так: выдающийся петербургский режиссер народный артист России Юрий Александров извлек на свет Божий изъеденную молью и уже давно считавшуюся обветшалым реквизитом сталинского ампира партитуру и, изрядно её сократив и переименовав, поставил на сцене своего театра «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА».

За два дня до премьеры, которая состоится не далее как сегодня 10 июля в 19.00 на Галерной, 33, Александров провел пресс-конференцию и презентацию оперы-митинга «КРЫМ» для журналистов.

Отвечать на вопросы журналистов, коих собралось неожиданно для Александрова (по его словам) много, были призваны сам главный режиссер, дирижер спектакля Максим Вальков, композитор Валерий Боровко, переоркестровавший оригинальную партитуру, руководитель музыкально-драматического театра «Синяя птица» Анастасия Удалова, балетмейстер проекта Надежда Калинина и солисты театра.

Получилось так, что на 99 % реплик отвечал сам Юрий Исаакович, причем некоторые самоочевидные вопросы он задавал себе сам, облегчая труд собравшихся акул пера, диктофона и телекамеры.

Одним из самых первых и самых интересных вопросов, естественно возникающих и у журналиста и у любого потенциального зрителя, безусловно, является вопрос «who is Mr. Koval

Мариан Коваль (наст. фамилия – Ковалёв), к слову, практически наш земляк, родившийся в 1907 в пристани Вознесенье Олонецкой губернии (ныне – Подпорожский район Ленинградской области), вошел в современный курс истории советской музыки как яростный критик и оппонент Шостаковича. Я подчеркиваю здесь слово «современный», так как необходимо понимать, что картина мира нынешнего российского музыковедения – «шостаковичецентрическая», а, следовательно, всё и все, кто спорил с «великим» Дмитрием Дмитриевичем, считаются автоматически и по определению «гнусными сталинистами», авторами поклепов и доносов и т.п. При этом слушать не только доводы, но даже и сами произведения «сталинистов» считается излишним и даже в известной степени моветоном – да чего там найдешь! С другой стороны, если не слушать, то как судить?

В 1943 году Мариан Коваль передал присуждённую ему Сталинскую премию первой степени, 100 000 рублей, в Фонд обороны, что являлось тогда обычной практикой – также поступали и другие лауреаты – Ойстрах, Шостакович.

В 1948 году Коваль вошёл в число руководителей Союза Композиторов СССР. В 19481952 годах он был редактором журнала «Советская музыка», начав свою деятельность во главе издания с публикации в трёх номерах своей статьи «Творческий путь Д. Шостаковича».

Как музыкальный критик, Мариан Коваль, в частности, писал, что «…ранние произведения Шостаковича с полным основанием можно назвать отвратительными», в опере «Нос» проявились «декадентство, формализм и урбанизм»; романсы на стихи Пушкина продемонстрировали, что «Шостакович — композитор с недоразвившимся мелодическим даром, склонный к «зауми». Также Коваль высказывал крайнее возмущение по поводу того, что Шостакович удостоился титула классика советской музыки. Ради справедливости стоит заметить, что Цезарь Кюи, например, в 70-80-е годы ХIX века «отоваривал» Чайковского и Вагнера с не меньшей удалью, а сам Дмитрий Дмитриевич в свои ранние годы тоже практиковался в подобного рода публицистике – самой известной его жертвой стала опера композитора Дзержинского «Тихий дон».

В некоторой степени, на мой взгляд, эстетические воззрения Коваля и его единомышленников поддержаны в известном всем советском фильме «Антон Иванович сердится» 1941 года, где достаточно безжалостно высмеян авангардный композитор Керосинов в гениальном исполнении Сергея Мартинсона: он пишет «Зоологическую симфонию» и талдычит о том, что «музыку надо не сочинять, а изобретать». 

Что ж, каждый имеет право на собственное мнение, однако многие современные «либералы» от искусствоведения так не считают.

Но если Мариан Коваль так не любил Шостаковича, то что же он сочинял сам, какую музыку?

Уникальную возможность получить убедительный – в смысле качества воспроизведения оркестром и солистами оперы – ответ на этот вопрос и предоставили нам Юрий Александров и труппа «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРЫ».

Оперу «Севастопольцы» Мариан Коваль создавал во время Великой Отечественной войны, очевидно, выполняя социальный заказ и посвятив её героическим защитникам города. Помимо прославления героев, там есть и любовная линия, которую Юрий Александров полностью изъял.

опера крымПо сути, у Александрова получилось совершенно новое оригинальное произведение с музыкой Мариана Коваля. Из четырех-актной партитуры режиссер оставил только 15 номеров – тот тематический материал, который предоставил ему возможность максимально адаптировать драматургию к сегодняшнему дню. В спектакле задействованы участники военно-исторических клубов, детский танцевально-хоровой коллектив театра «Синяя птица». Все действие, обнимающее события от русско-турецкой войны, через первую оборону Севастополя в середине ХIX века и Великую Отечественную войну до событий на Майдане и возвращения Крыма в Россию, нанизано на поэтический монолог Рассказчика, который предваряет небольшим стихотворным вступлением события каждой эпохи. Это оригинальный текст, написанный специально для этого спектакля Натальей Черниковой.

Главная «фишка» или know-how «КРЫМА» - формат «оперы-митинга», когда в ходе представления Рассказчик и герои обращаются к залу с вопросами, требующими ответа «нет» или «да». Режиссер сказал, что изначально планировал ставить «КРЫМ» на площадях – Дворцовой, Красной и других, что может быть осуществлено в ближайшем будущем. Предполагался и выход в финале Владимира Путина. А одна из журналисток предложила вариант подзаголовка «опера-референдум», что было с энтузиазмом поддержано Александровым. Мне лично всё это напомнило «Персов» Эсхила, когда и сам автор и зрители были свидетелями и даже участниками исторических событий, изложенных в драме.

«Оперой-митингом мы хотим сломать четвертую стену – незримую – ту, что стоит между сценой и зрителем» - так Юрий Александров сформулировал главную идею нового формата.

Музыка Коваля, прозвучавшая в очень энергичном и экспрессивном исполнении оркестра «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРЫ» под управлением Максима Валькова, оказалась простой, яркой, мелодичной, но без слащавости, и выразительной – похожей на лучшие образцы киномузыки своего времени. Сама же постановка крепко держала внимание аудитории. Надо полагать, что тогда в 1946-м, опера «Севастопольцы» пришлась по душе советским людям, только что прошедшим ад войны.{jcomments on}

1