Castello di Boca - рай для художников

Дом творчества Castello di Boca  (г. Столив, Черногория) отпраздновал в 2012 году свое 5-летие. 6 каскадный отель Castello di Boca находится прямо на берегу Которского залива,  включенного в сокровищницу мирового природного и культурного наследия Юнеско, а также в клуб красивейших заливов мира. За все 5 лет своего существования отель ни разу не использовался для проживания туристов. С 2008 года Правлением Международного Фонда "Культурное Достояние" было принято решение возродить на базе отеля традиции домов творчества для художников, как для уже признанных мастеров, так и для юных дарований. Отель Castello di Boca был  официально признан Дворцом творчества для русских и украинских живописцев.

"Фонд "Культурное достояние" инициировал и развивает один из интереснейших международных проектов, в котором участвовали уже несколько сотен лучших российских живописцев. Пять лет серьёзной пленэрной деятельности, более 500 живописцев-участников Черногорских художественных сезонов, несколько тысяч полотен – масштаб проекта поистине велик.

Российская Академия художеств с надеждой смотрит в будущее Черногорских пленэров. Сложно переоценить вклад Фонда «Культурное достояние» в сохранение и развитие двусторонних культурных взаимосвязей России и Черногории. Творчество русских художников, могу сказать без преувеличения, вызывает восхищение во всем мире. Нам есть с чем достойно выступить на международной арене, есть, чем обогатить культуру братьев-славян и, безусловно, есть чему поучиться у них. Меценатская деятельность в России требует возрождения, и подобные проекты нуждаются в поощрении и огласке, возможно, только тогда у нас появятся новые Рокотовы, Микеланджело, Пикассо…"

Зураб Церетелли, Президент  Российской Академии Художеств, Член Попечительского совета Международного фонда "Культурное Достояние"

За активную поддержку национального изобразительного искусства и развитие международных культурных отношений президенту фонда "Культурное достояние" Карцеву Виктору Георгиевичу было присвоено звание Почётного академика Российской Академии Художеств. 

"Когда государство занято якобы более насущными проблемами, иногда, хоть в наше время и нечасто, случается так, что высокое служение искусству возлагают на свои плечи неравнодушные люди. Так получилось и здесь, в Черногории, где уже 5 лет председатель Фонда «Культурное достояние» Виктор Карцев плодотворно реализует свой проект – трехнедельные творческие пленэры"

Сергей Присекин, народный художник России, академик Российской Академии Художеств, Член Попечительского совета Международного фонда "Культурное Достояние".

За 5 лет состоялось более 25-ти Пленэров в Черногории для 500 художников из разных городов России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Сербии а также Македонии и Греции. Результатом чего стали 25 масштабных выставок в филиале Галереи «N-Prospect» в Черногории (г. Столив, Бока Которска). 

Plein air буквально переводится с французского как «открытый воздух». Ценители живописи знают, что это не просто красивый образ, романтическая игра слов, а вполне определенный термин, обозначающий как живописную технику, так и непосредственный её результат. Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.

Только работая на «открытом воздухе», пленэре, можно живо и полно передать «открытые» проявления жизни: особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебль писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но все же картины дописывались и дорабатывались в мастерской. Только через полвека в полной мере на открытом воздухе стали работать мастера барбизонской школы, Камиль Коро и другие художники.

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты:  Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. В 1891 году К.Моне вступил на пленэре в настоящее соревнование с природой. По тем временам это был смелый и рискованный эксперимент. Так родилась серия «Тополя», написанная на берегу реки Эпт. Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья. 

В России во второй половине XIX – начале XX веков на пленэре работали такие выдающиеся живописцы как Валентин Серов, Василий Поленов,Исаак Левитан, Константин Коровин, Игорь Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от затяжного зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца. 

Так, всего за два столетия истории пленэр стал неотъемлемой частью творчества русских и зарубежных художников. С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, посвятивший себя реалистическому направлению в живописи, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке. У каждого художника свои предпочтения, свои поиски подходящего мотива: кто-то тяготеет к солнечным южным пейзажам, кто-то – к скромному обаянию природы средней полосы. Потому, как правило, живописцы путешествуют в одиночку либо небольшими группами, обычно принадлежащими к одной художественной школе, развивающими её специфическую жанровую и техническую направленность.

Ежегодные пленэрные сезоны в Черногории, организуемые Международным Фондом «Культурное достояние» стали для современных живописцев совершенно уникальным опытом. Здесь студенты работают бок о бок с профессорами, здесь встречаются друг с другом, порой впервые, самые разные живописные школы, сюда съезжаются мастера со всех уголков необъятной России, а так же из Украины, Белоруссии, Молдовы, Эстонии, Сербии, Македонии, Голландии и других стран. Бесспорно, за пять лет насыщенной истории Черногорские пленэры во Дворце творчества "Castello di Boca" заслужили статус неповторимого явления в сфере современного искусства, как русского, так и европейского. 

"Прошлой осенью я была счастлива посетить «Castello di Boca» на побережье Которского залива: место встреч и творчества многих и многих художников. Со стороны организаторов было сделано все, чтобы живописцы работали и получали от этого удовольствие: можно было забыть о суете и заботах, полностью погрузившись в любимое дело".  

Татьяна Назаренкозаслуженный художник России, академик Российской Академии Художеств.  

С 2008 года было издано более 30 художественных альбомов. 

С 2010 г. программу Пленэров  поддерживает консульство Украины в Черногории и посольство России. 

В 2011 в г. Герцег Нови состоялась торжественная церемония «Русска награда», на которой Президент Международного фонда «Культурное достояние» В. Г. Карцев был награжден почетным знаком за вклад в развитие культурных связей между Россией и Черногорией.

В 2012 г. был успешно реализован проект "Русские художники музеям Черногории", в рамках которого Международный фонд "Культурное Достояние" передал на ответственное хранение работы художников, участников-пленэров в ведущие музеи Черногории. Программа передачи состоялась на самом высшем уровне в присутствии президента и министра культуры Черногории. 

Конкурс на участие в пленэре 2013 года составляет 30 человек на место. 

Каждый номер в отеле имеет собственную терассу с видом на Которский Залив.

Программа пленэров включает поездки в исторические места и заповедники Черногории: г.Будва, г.Котор, г.Пераст, Острова и др.;  дегустации «Красные вина и сыры Черногории», «Балканские чаи и меда», «Мясные деликатесы и крепкие напитки», «Черногорские чорбы»; участие в торжественных банкетах открытия и закрытия Пленэра и многое другое.{jcomments on}

1