4 июля в БЗФ: Три экскурса в эпоху Романтизма

БЗФ4 июля, пятница 19.00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

Закрытие сезона Академического симфонического оркестра

IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»

Александр Дмитриев — дирижер

Миша Вайман — скрипка (США)

Брамс. Симфония № 3

Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром

Равель. «Вальс», хореографическая поэма для оркестра

 

«Свободен, но весел», песни без слов для скрипки с оркестром и крах Прекрасной эпохи под звуки вальса

«Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют,- тоской изойду».

Борис Пастернак

Написанная летом 1883 года Третья симфония Брамса (F-dur, Op. 90) стала новым словом в трактовке симфонического цикла. Здесь нет скерцо, средние части ломают устоявшийся порядок, а сюжет четырехчастного цикла развивается от мажора к минору (количество прецедентов стремится к нулю). Возможно, для создания этой партитуры Брамс использовал свои ранние эскизы. В первом мотиве зашифрован его юношеский девиз: «свободен, но весел» (frei aber froh, f – as – f). Лирический герой симфонии проходит путь от первого мотива через простую и изящную, но полную предчувствий вторую часть, через «улыбку сквозь слезы» третьей к драматической кульминации цикла, финалу, в конце которого, «подобно радуге после грозовой бури», вновь звучит главный мотив. Эта симфония посвящена пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову, для которого Брамс был частью великой немецкой триады, трех «Б»: Бах – Бетховен – Брамс. О Брамсе фон Бюлов говорил: «Я... завоюю ему часть нации, которая о нем еще знать не знает, несмотря на то, что ему уже 48 лет, и он уже успел подарить миру столько высокого, мастерского, бессмертного». Самому же Брамсу писал: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки». Посвящение Третьей – отражение этой многолетней дружбы: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».

«Скрипка издергалась, упрашивая…»

Владимир Маяковский

Ми-минорный концерт Мендельсона – сочинение, о котором не единожды можно сказать «впервые»: это первый концерт для скрипки, который безошибочно может быть назван романтическим. Впервые в его создании принимал активное участие первый исполнитель и адресат посвящения, Фердинанд Давид, друг детства и концертмейстер оркестра лейпцигского Гевандхауза, который Мендельсон возглавил в 1835-м. В этом концерте впервые нет классической оркестровой экспозиции, зато есть помещенная перед репризой, кто бы мог подумать – тоже впервые, авторская каденция (новшество прижилось: практически во всех последующих концертах каденции записаны, а у Чайковского и Сибелиуса, например, даже сохранили расположение перед репризой. Правда, один из лучших современных интерпретаторов мендельсоновского концерта, Джошуа Белл, предпочитает играть собственную каденцию. Но исключение, как известно, лишь подтверждает правило). Первому исполнению концерта, которое состоялось 13 марта 1845 года в Лейпциге, предшествовало несколько лет напряженной работы над сочинением. В письме Давиду от 30 июля 1838-го Мендельсон писал: «Следующей зимой я хочу сочинить для тебя скрипичный концерт. Один, ми-минорный, засел у меня в голове и его начало не дает мне покоя». Концерт, получивший в конце концов безупречное воплощение (взволнованная и трепетная первая часть, лирическая и проникновенная вторая и венчающий произведение блестящий финал в форме рондо-сонаты), стал одним из самых часто исполняемых произведений скрипичного репертуара, не потеряв со временем своего очарования. В 1906-м, на торжестве в честь своего 75-летия, великий скрипач Йозеф Иоахим сказал собравшимся: «У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший, самый бескомпромиссный – бетховенский. Брамсовский соперничает с ним в серьезности. Богатейший, самый соблазнительный написал Макс Брух. Но самый душевный, сокровище сердца -- мендельсоновский».

«Этот вальс, этот вальс,
полный смерти, мольбы и вина,
где шелками играет волна».

Федерико Гарсиа Лорка

«Вальс – одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4».

Википедия

Стихия вальса, «танца танцев», повального европейского увлечения в XIX веке, воплотилась не в одном сочинении Равеля. В его фортепианном цикле «Благородные и сентиментальные вальсы» (1911) этот танец предстает во всем своем блеске. Восьми изящным и рафинированным пьесам композитор (конечно не без иронии) предпослал эпиграф из Анри де Ренье: «Сладостное и всегда новое удовольствие от бесцельного времяпрепровождения». Эта музыка, изначально не предназначенная для балета, попала на сцену уже через год: 22 апреля 1912-го Равель дирижировал оркестровой версией, танцевала «Аделаиду, или Язык цветов» (как был назван балет на сюжет из того же Ренье) великолепная Наталья Труханова. В хореографической поэме «Вальс», созданной после Первой мировой (1919 – 1920), у этого танца совсем другой облик: по-прежнему прекрасный (Равель даже заимствует одну из тем фортепианного цикла), он гибнет под ударами неумолимого вихря, словно увлекая за собой к катастрофе вальсирующую Европу времен Прекрасной эпохи. Замысел хореографической поэмы возник еще в 1906-м: тогда это был большой вальс, «дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого -- Иоганна». В 1914-м, через месяц после начала войны, в одном из писем композитор называет это сочинение симфонической поэмой «Вена». Работу над «Вальсом» Равель возобновил, вернувшись с фронта, по заказу Дягилева. После прослушивания тот отверг готовую партитуру со словами: «Равель, это шедевр… но это не балет… Это портрет балета… это живописное изображение балета». На чем, собственно, их отношения и окончились, так и не возобновившись до конца жизни. А музыка, изначально предназначенная для танца, стала одним из самых важных сочинений оркестрового репертуара XX века. Появились и концертные переложения для одного и двух фортепиано. Сценическая же судьба «Вальса» долгое время оставалась не слишком счастливой. Первую балетную версию публика увидела лишь в 1929 году, в исполнении Иды Рубинштейн. В 1951-м, уже после Второй мировой два лика равелевского вальса примирил Джордж Баланчин, объединив в одном балете музыку довоенной фортепианной сюиты и послевоенной хореографической поэмы. Итак, «в просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал…»

Петербургская филармония продолжает проект интернет-трансляций концертов Большого зала. Вторая тестовая (бесплатная) трансляция состоится 4 июля. Напомним, что первая трансляция прошла 6 июня. В концерте были исполнены «испанские» сочинения Шабрие, Равеля и де Фальи. Запись программы доступна для просмотра на сайте Филармонии. В следующем сезоне трансляции станут регулярными. Цены будут более чем демократичными.

Академический симфонический оркестр закрывает сезон исполнением трех великих сочинений Брамса, Мендельсона и Равеля. Одно из самых известных сочинений для скрипки, впервые исполненный в 1845 году ми-минорный концерт Мендельсона, сыграет молодой американский скрипач Миша Вайман, внук знаменитого советского исполнителя Михаила Ваймана.

1