ДЕГУСТАЦИЯ ЗВУЧАЩИХ ПРОСТРАНСТВ

Изысканную дегустацию, а вернее, настоящий пир для музыкальных гурманов устроил Валерий Гергиев во вторник в самом современном театре России (а может быть, и мира) – Мариинском-2.

Далеко не каждый даже из тех, кто уже не раз побывал на новой сцене Мариинке, был в курсе, что в Мариинке-2 помимо основного оперно-балетного зала есть еще целых четыре (!!!) малых или камерных зала. Таким образом, в один и тот же вечер здесь могут проходить одновременно пять отдельных спектаклей и концертов, не препятствуя – благодаря идеально выверенной акустике – один другому.   

Перед тем как объяснить, зачем так много сразу, маэстро Гергиев, как гостеприимный хозяин, сам провел несколько десятков гостей-журналистов по всем четырем.

Начали с зала Родиона Щедрина, находящегося на 4 этаже. Кто-то из гостей заметил, что назвать зал именем еще здравствующего, пусть и всемирно признанного, мастера – уникальный, во всяком случае, для Петербурга прецедент. Найти его самому нелегко, но весьма любезные сотрудники театра охотно подсказывали запаздывавшим гостям, что нужно пройти к дальнему лифту и подняться на нем 4-й этаж.

Маэстро Гергиев, в непривычной для себя роли конферансье, был по-домашнему прост, немногословен и приветлив. Во время музицирования и в перерывах – жестами перекрещенных рук и словесно – ему приходилось неоднократно просить назойливых фотографов не щелкать затворами камер.

- Вы мешаете сосредоточиться не только музыкантам, но и тем, кто хочет послушать то, что они сейчас исполняют – сказал дирижер, ничем, впрочем, не выдавая своего раздражения.

Маэстро Гергиев поведал, что на открытии зала летом прошлого года присутствовал сам Родион Щедрин, произведения которого обильно представлены в афише театра: оперы «Левша», «Мертвые души», «Очарованный странник»; балеты «Анна Каренина», «Конек Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского, и, конечно же, прославленная «Кармен-сюита» в хореографии Альберто Алонсо.

Дегустация зала началась с арии Доницетти в завораживающем исполнении Евгения Ахмедова (Ленский в последнем мариинском «Онегине») под аккомпанемент рояля, затем звучал рояль соло (Александр Пироженко), потом акустику зала тестировали духовой квинтет (Моцарт) и большой брасс-ансамбль Мариинки, который сыграл переложение «Рассвета над Москвой-рекой» из «Хованщины» Мусоргского. На десерт был подан струнный ансамбль Страдивари с Сюитой Грига «Из времен Хольберга»…

И всё это было изысканно «вкусно» и изящно… И хорошо, что слух насыщается не так скоро, как желудок! Потому что гостям предстояло продегустировать еще четыре музыкальных пространства.

Зал же Щедрина сам по себе очень похож на ультра-современный лекционный зал с крутым подъемом партера и огромными окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины. Внизу в окнах видна, но совсем не слышна, простая и суетная жизнь Офицерской улицы, которая в сочетании с музыкальными изысками создает настроение странной задумчивости. Здесь есть и киноэкран, на котором проводятся просмотры записанных ранее программ Мариинки.

Чтобы попасть в фойе Стравинского – камерную площадку в зрительской части театра – нужно подняться на третий этаж. Её найти совсем просто – здесь много воздуха и света, а сиденья размещены на высоких ступенях как в античном театре. Окна, располагающиеся также в нижней части, еще больше. Те, кто садится в крайний правый ряд по вертикали, может смотреть на Крюков канал и проплывающие по нему кораблики, которые, наверное, должны быть особенно хороши в лучах заходящего солнца.

Здесь вниманию музыкальных гурманов была предложена ария Царицы Ночи, «Полишинель» Рахманинова и еще несколько номеров. Акустика заметно отличалась от предыдущего зала – большое открытое пространство давало о себе знать. По мнению маэстро Гергиева, на этом пространстве можно делать даже какие-то небольшие театральные постановки.

Именем Игоря Стравинского фойе названо, очевидно, потому, что огромные видовые окна выходят как раз на историческое здание, где проходило детство великого русского композитора.

мариинка-2Последние два зала – зал Мусоргского и зал Прокофьева – похожи и друг на друга и на традиционные камерные залы. Первый из них расположен на самом высоком уровне (5-й этаж), и предназначен большей частью для вокальных концертов. Здесь показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинки под руководством Ларисы Гергиевой, здесь же проходят концерты из цикла «Портрет солиста», в котором выступают ведущие певцы оперной труппы.

Зал Прокофьева расположен в цокольном этаже и предназначен преимущественно для пианистов и камерных ансамблей. В зале стоит свеженький – только что из Гамбурга – Steinway, сделанный под заказ специально для этого зала. Может так статься, что на сегодня – это лучший рояль города. Не удержавшись, Валерий Гергиев сам сел за него и наиграл начало «Паваны» Равеля. Рояль зазвучал у него глубоко и сочно – так же как звучит оркестр Мариинки. И я подумал: как знать, может быть, приобретя великого дирижера, мы потеряли в маэстро Гергиеве великого пианиста.

В конце «дегустации» Маэстро любезно согласился ответить на вопросы гостей. В частности, комментируя, а будет ли востребовано такое количество залов публикой, он ответил:

- Знаете, сколько приходит к нам молодых людей, студентов? А школьников? Сколько в Петербурге музыкальных школ, а сколько простых – наверное, пять сотен. А сколько в России? Всех наших детей мы должны познакомить с Чайковским, с Моцартом, с современной музыкой. С другой стороны, каждая из музыкальных школ нашего города, Ленинградской области, Выборга, Новгорода, Пскова должна получить хотя бы один концерт в каком-то из этих залов. Мы даем играть в этих залах молодым музыкантам, детям. Недавно мы играли Концерт Сен-Санса с Александром Дмитриевичем, как я его называю, Малофеевым. Александру Дмитриевичу, к слову, 12 лет…

Кроме того, не секрет, что старая сцена театра нуждается в ремонте. И, как говорят мне строители, через два года она будет закрыта на 2-3 года. Строители хотели бы ремонтировать и подольше – 7-8 лет, чтобы вышло подороже, но я этого не хочу. Думаю, что и вы этого не хотите. Вот эту сцену, где мы сейчас находимся, строители хотели сдать только к 2020 году.

Отдельно обратившись к журналистам, маэстро Гергиев попросил освещать культурные мероприятия до их проведения в режиме анонса, используя для этого все имеющиеся возможности:

- Я думаю, что большинство из вас, также как и я, сторонники распространения настоящей культуры среди как можно большего числа наших сограждан. И я надеюсь, что наша страна навряд ли скатится  к такому уровню «культуры», когда главным считается в лучшем случае, посмеяться, а в обычном или худшем – создать продукт любого качества, лишь бы он приносил прибыль. Огромная проблема в том, что до 40 % телеэфира у нас занимает реклама и мы, таким образом, бываем вынуждены смотреть то, что нам совершенно неинтересно и ненужно.

Вспоминая о Концертном зале Мариинки и о своих визитах в Нью-Йорк, Валерий Гергиев развеселил аудиторию:

- Риккардо Мути сказал мне, что хотел бы увезти этот зал с собой в Италию. Но вы не беспокойтесь – мы ему не отдадим. Но вот в Италии таких залов нет. …Я часто бываю в Нью-Йорке и вижу на афишах театра «Метрополитен» имена солистов: Анна Нетребко, Евгений Никитин, Ольга Бородина. Я их спрашиваю: а где вы взяли такие замечательные голоса? Они смеются.

Этот ответ рассеял все сомнения и напомнил о том, что единственное, чего теперь не хватает Мариинскому театру, это станции метро «Театральная площадь», которую вроде бы обещают открыть чуть ли не в следующем году.

1