Сакс-гала. К 200-летию со дня рождения изобретателя саксофона Адольфа Сакса

сакс26 июня, четверг 19.00, Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2). IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»

6-й концерт 10 абонемента «Концерты во фраках и джинсах».

Ведущий - Александр Малич

Сакс-гала. К 200-летию со дня рождения изобретателя саксофона Адольфа Сакса

Дебюсси. Рапсодия для саксофона с оркестром
Ибер. Concertino da сamera
Нанни. «Вокруг полуночи», сюита для саксофона и симфонического оркестра (на темы Гершвина, Шварца, Портера, Керна, Бернстайна, Монка, Эллингтона)
Пьяццолла. “Vuelvo al Sur”, сюита для саксофона и симфонического оркестра
Глазунов. Концерт для саксофона с оркестром

Этот концерт посвящен двухсотлетию Адольфа Сакса, создателя саксофона, инструмента, чей тембр стал одним из символов музыки XX века. В 1840-х, когда «мундштучный офиклеид» получил из рук Гектора Берлиоза новое имя и первую, написанную специально для него, музыку, триумфальное восхождение саксофона не мог предугадать никто. Тридцать лет семейство саксофонов «тянуло лямку» во французских военных оркестрах. Иногда его представители появлялись в опере (нечасто, зато у каких авторов: Мейербер, Массне, Сен-Санс, Делиб, Тома). Вот, собственно, и вся карьера.

        Все изменилось, когда саксофон попал в Новый Свет. Конечно, в Америке инструмент был известен, и его карьера в симфоническом оркестре продолжилась и на новом континенте. В основном, благодаря энтузиастам. Уроженка Парижа, саксофонистка-любительница и меценат Элиза Холл, которая организовала в Бостоне Оркестровый клуб, была страстной поклонницей и пропагандистом французской музыки. Именно благодаря ей появились саксофоновые сочинения Дебюсси, д’Энди, Шмитта, Калле, Вуллета.
        Однако поворотной точкой в судьбе инструмента стал год начала Первой мировой и столетия его создателя, 1914-й. Саксофон оказался в джаз-банде. Его узнаваемый тембр запечатлен уже на первых грампластинках с джазовыми записями. В течении следующих пяти лет страну охватила «саксофономания». К середине 1930-х секция саксофонов стала непременным атрибутом биг-бэндов. А еще через десять лет, 26 ноября 1945 года, гениальный Чарли Паркер сделал запись для лейбла «Савой», которая преподносилась как «величайшая джазовая сессия всех времен».
        К слову, в первых десятилетиях XX века европейцы заново «распробовали» саксофон, вместе с джазом. Появились виртуозные и яркие сочинения для солирующего саксофона, а в партитурах Равеля, Хиндемита, Берга, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова этому инструменту поручены важнейшие эпизоды.
        В наши дни саксофон стал незаменимым. Он стал приметой стиля и предметом обожания. Саксофонисты-виртуозы вошли в музыкальную элиту. Саксофон стал универсальным, он хорош и во «фраке» и в «джинсах». В Большом зале знаменитый саксофонист Федерико Мондельчи представит свой любимый инструмент во всем многообразии доступных ему стилей и жанров, от «Рапсодии» Клода Дебюсси до «Возвращения на юг» Астора Пьяццоллы, один из лучших альбомов которого, Summit (Reunión Cumbre), записан совместно с Джерри Маллиганом, самым известным баритон-саксофонистом всех времен, в 1974 году.
1