16 ИЮНЯ: Александр Дмитриев, МОЦАРТ И БЕТХОВЕН В БЗФ

16 июня, понедельник 19.00
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)


IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
6-й концерт 5 абонемента «Музыка Вены»

Моцарт. Симфония № 40
Бетховен. Симфония № 5
Дирижер Александр Дмитриев
 
        Александр Дмитриев и его оркестр представляют в одном концерте две, пожалуй, самые известные симфонии, написанные венскими классиками, Сороковую Моцарта и Пятую Бетховена. Появление этих партитур в концертной афише, тем более в один вечер, неизменно вызывает жгучий интерес как у неофитов, так и у опытных слушателей: первые с восторгом погружаются в полную драматизма, насыщенную эмоциями музыку, вторые каждый раз ожидают особенной интерпретации, позволяющей по-новому взглянуть на хорошо знакомые и любимые сочинения, почувствовать себя неофитами, которым доступна непосредственность восприятия.

        Сороковая, предпоследняя симфония, написанная Моцартом (1788 г.), одна из двух минорных, со временем стала одним из самых популярных сочинений великого творца. Слышал ли автор это произведение в концертном исполнении – вопрос до сих пор не решенный. В 1790-м он сделал вторую редакцию партитуры, с кларнетами. Скорее всего, новая редакция предназначалась для конкретного исполнения, однако достоверных сведений о нем не сохранилось. Впоследствии одна из авторских партитур принадлежала Иоганнесу Брамсу.
        Сороковую высоко ценил Бетховен. В одной из его записных книжек скопировано 29 тактов моцартовской партитуры, отзвуки главной партии финала Сороковой слышны в тематизме третьей части его Пятой симфонии.
        Пятая Бетховена – одно из самых часто исполняемых классических произведений. Со времени первого исполнения в 1808 году в театре «Ан дер Вин» ее победное шествие не прекращается ни на минуту. Э. Т. А. Гофман называл ее «одним из важнейших произведений эпохи». В англоговорящих странах после Второй мировой симфония получила неофициальное название «Победная»: начальный «мотив судьбы», три короткие ноты и длинная, совпадают с буквой «V» (victory) в азбуке Морзе, этим же мотивом во время немецкой оккупации начиналось вещание Би-Би-Си на континентальную Европу. По-видимому, этим и обусловлено название. Пятая – одно из произведений, записанных на золотой диск «Вояджера», недавно первым из земных аппаратов покинувшего Солнечную систему. Возможно, благодаря бетховенскому «мотиву судьбы» кто-то из обитателей Вселенной «постучится к нам в дверь».

1