Азербайджанский мугам, древнерусский знаменный распев и сочинения Баха в МЗФ

8 июня, воскресенье 19.00
Малый зал филармонии (Невский пр., 30)
8-й концерт 8 абонемента «Барокко и не только»


Фаик Челеби - тар
Сергей Гасанов - ситар, дудук
Виктория Евтодьева - сопрано
Владимир Волков - виола да гамба, контрабас
Ансамбль древнерусской музыки "Ключ разумения"
Российский ансамбль старинной музыки
Владимир Шуляковский - скрипка

И.-С.Бах
Арии из кантат и ораторий
Контрапункты из «Искусства фуги»
Каноны из «Музыкального приношения»
Русская духовная музыка XVI–XVII века
Традиционная музыка Азербайджана 

        Заключительный концерт абонемента «Барокко и не только» объединит в одной программе азербайджанский мугам, древнерусский знаменный распев и последние, самые загадочные сочинения И. С. Баха – «Искусство фуги» и «Музыкальные приношение».
        В этой программе, подчиненной законам полифонии, в гармоничное целое объединены контрастные пласты музыкального материала: контрапунктом гениальным баховским фугам становятся азербайджанский мугам и русская церковная монодия. Сопоставление трех разных музыкальных традиций порождает новое, неожиданное, парадоксальное звучание.
        Подобно западноевропейской полифонии, в рамках мугама и знаменного распева была выработана разветвленная система правил, определяющих принципы создания музыкального произведения.
        Мугам – основной жанр классической азербайджанской устной традиции. Как и в других восточных музыкальных культурах, основой для исполнения мугама служит оригинальная система ладов и свойственных им мелодических оборотов. Каждый из семи основных ладов-мугамов имеет собственное внутреннее строение и этос. Выбор того или иного лада напрямую связан с содержанием исполняемого произведения. При помощи определенных ладов передается общее состояние радости, грусти, любовного переживания. Поэтической основой вокально-инструментальных мугамов служат классические газели Низами, Физули, Хагани и других поэтов. В программе концерта в исполнении Фаика Челеби (тар) и Сергея Гасанова (ситар. дудук) прозвучит инструментальный вариант мугама «Баяты-Шираз».
            Эмоциональная сфера этого мугама – лирика, меланхолия. На «Баяты-Ширазе» основано немало азербайджанских народных песен и танцевальных мелодий, а композиторы Сулейман Алескеров и Фикрет Амиров воплотили его в своем симфоническом творчестве.
В отличие от восточных музыкальных практик, знаменный распев – культура письменная, восходящая к византийской церковно-певческой традиции. Для записи напевов используются особые музыкальные знаки, крюки. Подобно мугаму, знаменный распев подчинен системе гласов, однако ладовые структуры здесь отступают на второй план. В XVI – XVII веках основное содержание каждого из восьми гласов составляет словарь характерных музыкальных оборотов, попевок, лиц и фит. Ткань напева создается при помощи этих устойчивых формул. В концерте знаменный распев прозвучит в исполнении ансамбля «Ключ разумения» под управлением Натальи Мосягиной. Исполнители поют по крюкам, их певческая манера восходит к пению старообрядцев и русскому фольклору.
        Третья музыкальная традиция, западноевропейская полифония эпохи барокко, будет представлена ее высшим достижением, музыкой Иоганна Себастьяна Баха. Музыканты Российского ансамбля старинной музыки сыграют собственные расшифровки «загадочных» канонов «Музыкального приношения» и последний, оставшийся незавершенным, Контрапункт из «Искусства фуги» с новым вариантом окончания.

1