БОЛЬШОЙ ЗАЛ СПБ ФИЛАРМОНИИ. Репертуар на июнь-июль 2014

БЗФРепертуар и анонсы
Июнь 2014 (первая половина)
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул. 2)
www.philharmonia.spb.ru
ФОТО Музыкальная коллекция 2014
4 июня
Мирослав Култышев
Фортепианный вечер
Шопен
Ноктюрн соч. 27 № 2
Соната № 2
12 этюдов, соч. 10
12 этюдов, соч. 25

Победитель XIII международного конкурса им. П. И. Чайковского Мирослав Култышев представляет сложнейшую монографическую программу. За один вечер ему предстоит сыграть проникновенный ре-бемоль мажорный ноктюрн, трагическую Вторую сонату и 24 этюда Фредерика Шопена. Эти сочинения требуют не только безупречной техники, владения звуком и самоконтроля, но и глубочайшего осмысления, эмоциональной и интеллектуальной свободы, наконец, невероятной телесной и духовной выносливости. У Култышева этих качеств с избытком и он называет Шопена своим любимейшим композитором. А потому каждый, кто будет в зале, будет заворожен и покорится музыке и музыканту, как ему покоряется рояль, ведь любовь побеждает всё.

5 июня, четверг
IX Международный фестиваль
«Музыкальная коллекция»
Открытие
6-й концерт ПЕРВОГО абонемента
«Юрий Темирканов и его оркестр»
К юбилею Маэстро
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Юрий ТЕМИРКАНОВ
Солист — Миша МАЙСКИЙ (Бельгия)
ШОСТАКОВИЧ.
Концерт № 2 для виолончели с оркестром
СТРАВИНСКИЙ.
«Петрушка», потешные сцены в 4-х картинах

Маэстро Темирканов откроет IX международный фестиваль «Музыкальная коллекция» исполнением двух разноплановых сочинений, созданных в XX веке: в Большом зале прозвучат виолончельный концерт Шостаковича и музыка к балету «Петрушка» Стравинского.

Дмитрий Шостакович написал Второй виолончельный концерт весной 1966 года, вскоре после смерти Анны Ахматовой, всего за месяц. По-видимому, элегическая первая часть концерта связана с уходом из жизни великой поэтессы, с которой композитор был знаком с ранних лет. Произведение, посвященное Мстиславу Ростроповичу, прозвучит в исполнении его ученика, знаменитого виолончелиста Миши Майского.

«Петрушка», впервые поставленный в 1911 году в Париже--одна из вершин «русского» периода творчества Игоря Стравинского. Это его второй балет, созданный для Сергея Дягилева. После сенсационной парижской премьеры «Жар-птицы» композитор уже начал было заниматься «Весной священной», как вдруг из одной музыкальной идеи, как чертик из табакерки, появился ярмарочный Петрушка. С течением времени его яркая музыкальная сущность не выцветает и не стареет, как и русский фольклор, из интонаций которого он был создан.


6 июня
Дирижёр - Дориан Уилсон
Солист - Филипп Копачевский
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
6-й концерт 7 абонемента «Филармонические пятницы с Никой Стрижак»
Де Фалья
«Ночи в садах Испании», симфонические впечатления для фортепиано с оркестром
«Треуголка», сюита № 2 из балета
Шабрие
«Испания», рапсодия для оркестра
Равель
Испанская рапсодия

В этот вечер в Большом зале будут звучать «испанские» сочинения Шабрие, Равеля и де Фальи. Шабрие написал рапсодию «Испания», свое самое известное сочинение, в котором сочетаются яркость тематического материала, стройность композиции и мастерство оркестровки, в 1883 году, после путешествия за Пиренеи. В «Испанской рапсодии» Равеля (1907 г.) великолепный авторский стиль, сплавленный с «испанскостью» порождает изысканный и утонченный образ, тревожный и прекрасный, одновременно хрупкий и мужественный.
«Ночи в садах Испании» (1909 – 1916) Мануэля де Фальи – это цикл из трех картин для фортепиано с оркестром, в котором запечатлена атмосфера испанской ночи. В Большом зале «Ночи» прозвучат в исполнении молодого московского пианиста Филиппа Копачевского. Вторая сюита из балета «Треуголка» (1919 г.) состоит из ряда блестящих жанровых сцен, основанных на ритмах фламенко, фанданго и хоты.
Программу представит американский дирижер Дориан Уилсон. Впервые в истории Большого зала будет организована прямая интернет-трансляция концерта.


9 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Элисо Вирсаладзе
Фортепианный вечер
Шопен
Полонез-фантазия
Соната № 3
Баллады №№ 2 и 3
Ноктюрны
Мазурки

Каждое выступление Элисо Вирсаладзе становится важнейшим событием сезона, чью бы музыку она не исполняла. На каждом ее концерте зал замирает и слушает как один человек. Ее игра неспешно и неизбежно заполняет аудиторию, делая несущественным все, кроме музыки. Вирсаладзе абсолютно уверена, что «…музыка стоит выше всего остального. В искусстве-то определенно выше всех других видов. Но она нечто необъяснимое. Это другой язык. Все, что говорит музыка, почти невозможно описать. Сколько бы мы ни говорили, все будет лишь приближением к какой-то правде».
Вирсаладзе никогда не повторяется, ведь «музыка неисчерпаема для исполнителя. Каждый раз она дает пианисту возможность найти что-то такое, что позволяет сыграть ее свежо, по-новому. Самое главное в исполнительстве не механическое повторение старых открытий, а поиски нового в одном и том же произведении… Это очень сложно, это непросто – сохранить свежесть. Тут нужно каждый раз все забыть – и каждый раз играть, как с чистого листа».
В этот раз Элисо Вирсаладзе играет Третью сонату, две баллады, полонез-фантазию, мазурки и ноктюрны Шопена. Как всегда с чистого листа.


16 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
6-й концерт 5 абонемента «Музыка Вены»
Моцарт. Симфония № 40
Бетховен. Симфония № 5
Дирижер Александр Дмитриев

Александр Дмитриев и его оркестр представляют в одном концерте две, пожалуй, самые известные симфонии, написанные венскими классиками, Сороковую Моцарта и Пятую Бетховена. Появление этих партитур в концертной афише, тем более в один вечер, неизменно вызывает жгучий интерес как у неофитов, так и у опытных слушателей: первые с восторгом погружаются в полную драматизма, насыщенную эмоциями музыку, вторые каждый раз ожидают особенной интерпретации, позволяющей по-новому взглянуть на хорошо знакомые и любимые сочинения, почувствовать себя неофитами, которым доступна непосредственность восприятия.
Ни первые, ни вторые ни в коем случае не будут разочарованы, ведь оркестранты и дирижер «проживают» каждое исполнение этих симфоний как первое наравне с публикой.


17 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Джон Лилл (Великобритания)
Фортепианный вечер
Бетховен
Соната № 8 «Патетическая»
Соната № 23 «Аппассионата»
Соната № 14 «Лунная»
Соната № 32

Знаменитый английский пианист, Командор Ордена Британской империи сэр Джон Лилл отметил свое семидесятилетие циклом из восьми концертов, в котором прозвучали все фортепианные сонаты Бетховена. На сцене Большого зала пианист представит четыре из 32-х сонат: ярчайшую из ранних «Патетическую»; «нечеловеческую» по определению Ленина, кипящую «Аппассионату»; полную глубочайшей лирики «Лунную» и последнюю, подводящую итоги, сложнейшую, прекрасную уже нездешней красотой Тридцать вторую. Вместе с композитором и исполнителем слушателю предстоит удивительное странствие длиною в жизнь. С днем рождения, сэр Джон.

18 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
6-й концерт 9 абонемента «Нескучная классика»
Лоу
Симфоническая сюита из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Мировая премьера
Рота
Концерт для контрабаса с оркестром
Бернстайн
«Вестсайдская история», сюита из мюзикла
Прелюдия, фуга и риффы
 
В детстве многим нравилось собирать пазлы. Кусочек за кусочком собирались прекрасные картинки. Можно складывать до бесконечности. В шестом концерте абонемента «Нескучная классика» из разноцветных кусочков музыки сложатся удивительные картины. Маленький фрагмент, узнавание, взмах дирижерской палочки, и вот перед нами «Вестсайдская история», еще фрагмент, и оркестранты превращаются в джаз-банд, медные, саксофоны и ритм-секция играют «Прелюдию, фугу и риффы» Бернстайна. Еще кусочек мозаики, и громоздкий переросток-контрабас вытворяет бог знает что в Концерте Нино Роты, то становясь на цыпочки в высочайшем, почти скрипичном регистре, то как шмель, вибрируя почти на границе инфразвука (а в подсознании сладким эхом отзывается: «8 1/2», «Сладкая жизнь», «Амаркорд»…) Последний фрагмент – и готова чудесная картина, «Моя прекрасная леди» Френсиса Лоу.
Казалось бы, простенькая забава, а сколько удовольствия.

19 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Кристоф Шёнер (Германия)
Органный вечер
Главный органист собора св. Михаила в Гамбурге
И.-С. Бах
Токката и фуга фа мажор
Фантазия «Приди, Дух Святой, Господь Бог»
К.-Ф.-Э. Бах
Соната ля минор
Мендельсон
Соната си-бемоль мажор
Вьерн
Симфония № 3 для органа
 
Музикдиректор и органист гамбургской церкви св. Михаила Кристоф Шёнер, предшественниками которого на этом ответственном посту были Г. Ф. Телеман и К. Ф. Э. Бах, представит в Большом зале беспроигрышную программу. В его исполнении прозвучат величественные и виртуозные токката и фуга фа-мажор (BWV 540) и фантазия на хорал «Komm, heiliger Geist» (BWV 651) Иоганна Себастьяна Баха, ля-минорная органная соната Карла Филиппа Эммануила «гамбургского» Баха, автора более 200 сольных сонат для клавира и органа, романтическая си-бемоль мажорная соната Феликса Мендельсона и грандиозная Третья органная симфония Луи Вьерна. Слушателей ожидает концерт «по гамбургскому счету».
 
 
20 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
6-й концерт 4 абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр»
К 100-летию со дня рождения Е. П. Кудрявцевой
Рахманинов
«Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра на стихи Э. По (перевод К. Бальмонта)
Стравинский
«Жар-птица», сюита из балета
ред. 1919 года
Брамс
«Нения» для хора и оркестра
 
7 мая этого года Елизавете Петровне Кудрявцевой, первой в Росси женщине, возглавившей профессиональный хор, дирижеру, подготовившему вместе с Евгением Мравинским премьеры «Александра Невского» Прокофьева, «Песни о лесах» Шостаковича и множество другой музыки, исполнилось бы сто лет.
В концерте, посвященном этой дате, прозвучат сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и два монументальных произведения для хора и оркестра: рахманиновские «Колокола» на тексты Эдгара По и сложнейшая, доступная лишь исполнителям высочайшего класса и оттого редко исполняемая «Нения» Иоганнеса Брамса. Эта эпитафия («nenia» – латинское название надгробной песни), написанная на трагическое стихотворение Фридриха Шиллера «Auch das Schöne muß sterben!» (Даже прекрасный должен погибнуть!), завершит программу концерта-посвящения.
 
 
21 июня
Русские симфонические миниатюры
Глинка
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Бородин
Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»
Римский-Корсаков
«Царская невеста»
Чайковский
«Лебединое озеро», сюита из балета
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Итальянское каприччио
Мусоргский
«Ночь на Лысой горе» фантазия для оркестра
 
Дирижер Александр Канторов
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика»
 
Александр Канторов и оркестр «Классика» собрали в одном концерте самые известные симфонические миниатюры русских композиторов, созданные в XIX веке и вошедшие в золотой фонд практически всех ведущих оркестров мира. Это редкое удовольствие за один вечер услышать увертюры к «Руслану и Людмиле» и «Царской невесте», «Половецкие пляски» и сюиту из «Лебединого озера», «Ромео и Джульетту», «Итальянское каприччио» и «Ночь на Лысой горе», такие несхожие друг с другом, но представляющее одну и ту же великую русскую симфоническую школу, сочинения.


23 июня
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
7-й концерт 3 абонемента «Первый Симфонический оркестр России»
Василий Синайский
Шостакович, Чайковский
Чайковский
Итальянское каприччио
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Шостакович
Симфония № 14

Картина римского карнавала, запечатленная в «Итальянском каприччио», прекрасная и печальная история юных Ромео и Джульетты, музыка Чайковского полная жизни, любви и великой красоты станет вступлением и первым актом трагедии, которая развернется во втором отделении концерта. Четырнадцатая симфония Шостаковича – ответ на «Песни и пляски смерти» Мусоргского, их логическое продолжение и развитие. Десять монологов и заключительный дуэт, написанные композитором для сопрано и баса – одно из глубочайших высказываний на тему смерти, созданных в XX веке. И все же, вопреки смерти и неизбежности нашей общей судьбы, это жизнеутверждающее сочинение. Дмитрий Дмитриевич говорил о Четырнадцатой: «Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!»


7 июля
IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Закрытие фестиваля и сезона филармонии
Концерт-признательность друзьям, партнерам и спонсорам Филармонии
Гершвин
«Американец в Париже», симфоническая поэма
Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
«Порги и Бесс», фрагменты оперы
Темирканов
Борис Березовский фортепиано
Стивен Джонс
тенор (США)
Дженис Итим
сопрано (США)
 
Большой зал закрывает сезон и фестиваль «Музыкальная коллекция» по-настоящему летним, солнечным концертом из произведений Джорджа Гершвина. В своих главных сочинениях, симфонической поэме «Американец в Париже», опере «Порги и Бесс» и Рапсодии в стиле блюз Гершвин соединил несоединимое: ускользающую, непостоянную, наполненную острыми гармониями и ритмами импровизационную природу джаза с устоявшимися формами классической музыки. Его американец вышагивает по дружелюбному, но все-таки чуждому Парижу упругой свингованной походкой; пианист и симфонический оркестр вместо романтического концерта оказываются на джем-сейшене, а Порги и Бесс поют на оперной сцене не кабалетты и каватины, а блюз и соул.
В концерте фрагменты из «Порги и Бесс» споют американские певцы Стивен Джонс и Дженис Итим, «Голубую рапсодию» сыграет лауреат конкурса им. П. И. Чайковского Борис Березовский, аккомпанировать солистам и исполнять «Американца в Париже» будет Заслуженный коллектив под управлением Юрия Темирканова.

 

 

1