- 4 июня
- Мирослав Култышев
Фортепианный вечер - Шопен
- Ноктюрн соч. 27 № 2
- Соната № 2
- 12 этюдов, соч. 10
- 12 этюдов, соч. 25
- Победитель XIII международного конкурса им. П. И. Чайковского Мирослав Култышев представляет сложнейшую монографическую программу. За один вечер ему предстоит сыграть проникновенный ре-бемоль мажорный ноктюрн, трагическую Вторую сонату и 24 этюда Фредерика Шопена. Эти сочинения требуют не только безупречной техники, владения звуком и самоконтроля, но и глубочайшего осмысления, эмоциональной и интеллектуальной свободы, наконец, невероятной телесной и духовной выносливости. У Култышева этих качеств с избытком и он называет Шопена своим любимейшим композитором. А потому каждый, кто будет в зале, будет заворожен и покорится музыке и музыканту, как ему покоряется рояль, ведь любовь побеждает всё.
-
- 5 июня, четверг
IX Международный фестиваль
«Музыкальная коллекция»
Открытие
6-й концерт ПЕРВОГО абонемента
«Юрий Темирканов и его оркестр»
К юбилею Маэстро
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Юрий ТЕМИРКАНОВ
Солист — Миша МАЙСКИЙ (Бельгия)
ШОСТАКОВИЧ.
Концерт № 2 для виолончели с оркестром
СТРАВИНСКИЙ.
«Петрушка», потешные сцены в 4-х картинах
-
Маэстро Темирканов откроет IX международный фестиваль «Музыкальная коллекция» исполнением двух разноплановых сочинений, созданных в XX веке: в Большом зале прозвучат виолончельный концерт Шостаковича и музыка к балету «Петрушка» Стравинского.
-
Дмитрий Шостакович написал Второй виолончельный концерт весной 1966 года, вскоре после смерти Анны Ахматовой, всего за месяц. По-видимому, элегическая первая часть концерта связана с уходом из жизни великой поэтессы, с которой композитор был знаком с ранних лет. Произведение, посвященное Мстиславу Ростроповичу, прозвучит в исполнении его ученика, знаменитого виолончелиста Миши Майского.
-
«Петрушка», впервые поставленный в 1911 году в Париже--одна из вершин «русского» периода творчества Игоря Стравинского. Это его второй балет, созданный для Сергея Дягилева. После сенсационной парижской премьеры «Жар-птицы» композитор уже начал было заниматься «Весной священной», как вдруг из одной музыкальной идеи, как чертик из табакерки, появился ярмарочный Петрушка. С течением времени его яркая музыкальная сущность не выцветает и не стареет, как и русский фольклор, из интонаций которого он был создан.
-
- 6 июня
- Дирижёр - Дориан Уилсон
Солист - Филипп Копачевский - IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- 6-й концерт 7 абонемента «Филармонические пятницы с Никой Стрижак»
- Де Фалья
- «Ночи в садах Испании», симфонические впечатления для фортепиано с оркестром
- «Треуголка», сюита № 2 из балета
- Шабрие
- «Испания», рапсодия для оркестра
- Равель
- Испанская рапсодия
- В этот вечер в Большом зале будут звучать «испанские» сочинения Шабрие, Равеля и де Фальи. Шабрие написал рапсодию «Испания», свое самое известное сочинение, в котором сочетаются яркость тематического материала, стройность композиции и мастерство оркестровки, в 1883 году, после путешествия за Пиренеи. В «Испанской рапсодии» Равеля (1907 г.) великолепный авторский стиль, сплавленный с «испанскостью» порождает изысканный и утонченный образ, тревожный и прекрасный, одновременно хрупкий и мужественный.
- «Ночи в садах Испании» (1909 – 1916) Мануэля де Фальи – это цикл из трех картин для фортепиано с оркестром, в котором запечатлена атмосфера испанской ночи. В Большом зале «Ночи» прозвучат в исполнении молодого московского пианиста Филиппа Копачевского. Вторая сюита из балета «Треуголка» (1919 г.) состоит из ряда блестящих жанровых сцен, основанных на ритмах фламенко, фанданго и хоты.
- Программу представит американский дирижер Дориан Уилсон. Впервые в истории Большого зала будет организована прямая интернет-трансляция концерта.
-
- 9 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- Элисо Вирсаладзе
Фортепианный вечер - Шопен
- Полонез-фантазия
- Соната № 3
- Баллады №№ 2 и 3
- Ноктюрны
- Мазурки
- Каждое выступление Элисо Вирсаладзе становится важнейшим событием сезона, чью бы музыку она не исполняла. На каждом ее концерте зал замирает и слушает как один человек. Ее игра неспешно и неизбежно заполняет аудиторию, делая несущественным все, кроме музыки. Вирсаладзе абсолютно уверена, что «…музыка стоит выше всего остального. В искусстве-то определенно выше всех других видов. Но она нечто необъяснимое. Это другой язык. Все, что говорит музыка, почти невозможно описать. Сколько бы мы ни говорили, все будет лишь приближением к какой-то правде».
- Вирсаладзе никогда не повторяется, ведь «музыка неисчерпаема для исполнителя. Каждый раз она дает пианисту возможность найти что-то такое, что позволяет сыграть ее свежо, по-новому. Самое главное в исполнительстве не механическое повторение старых открытий, а поиски нового в одном и том же произведении… Это очень сложно, это непросто – сохранить свежесть. Тут нужно каждый раз все забыть – и каждый раз играть, как с чистого листа».
- В этот раз Элисо Вирсаладзе играет Третью сонату, две баллады, полонез-фантазию, мазурки и ноктюрны Шопена. Как всегда с чистого листа.
-
- 16 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- 6-й концерт 5 абонемента «Музыка Вены»
- Моцарт. Симфония № 40
Бетховен. Симфония № 5 - Дирижер Александр Дмитриев
-
- Александр Дмитриев и его оркестр представляют в одном концерте две, пожалуй, самые известные симфонии, написанные венскими классиками, Сороковую Моцарта и Пятую Бетховена. Появление этих партитур в концертной афише, тем более в один вечер, неизменно вызывает жгучий интерес как у неофитов, так и у опытных слушателей: первые с восторгом погружаются в полную драматизма, насыщенную эмоциями музыку, вторые каждый раз ожидают особенной интерпретации, позволяющей по-новому взглянуть на хорошо знакомые и любимые сочинения, почувствовать себя неофитами, которым доступна непосредственность восприятия.
- Ни первые, ни вторые ни в коем случае не будут разочарованы, ведь оркестранты и дирижер «проживают» каждое исполнение этих симфоний как первое наравне с публикой.
-
- 17 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- Джон Лилл (Великобритания)
Фортепианный вечер - Бетховен
- Соната № 8 «Патетическая»
- Соната № 23 «Аппассионата»
- Соната № 14 «Лунная»
- Соната № 32
- Знаменитый английский пианист, Командор Ордена Британской империи сэр Джон Лилл отметил свое семидесятилетие циклом из восьми концертов, в котором прозвучали все фортепианные сонаты Бетховена. На сцене Большого зала пианист представит четыре из 32-х сонат: ярчайшую из ранних «Патетическую»; «нечеловеческую» по определению Ленина, кипящую «Аппассионату»; полную глубочайшей лирики «Лунную» и последнюю, подводящую итоги, сложнейшую, прекрасную уже нездешней красотой Тридцать вторую. Вместе с композитором и исполнителем слушателю предстоит удивительное странствие длиною в жизнь. С днем рождения, сэр Джон.
-
- 18 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- 6-й концерт 9 абонемента «Нескучная классика»
- Лоу
- Симфоническая сюита из мюзикла «Моя прекрасная леди»
- Мировая премьера
- Рота
- Концерт для контрабаса с оркестром
- Бернстайн
- «Вестсайдская история», сюита из мюзикла
- Прелюдия, фуга и риффы
-
- В детстве многим нравилось собирать пазлы. Кусочек за кусочком собирались прекрасные картинки. Можно складывать до бесконечности. В шестом концерте абонемента «Нескучная классика» из разноцветных кусочков музыки сложатся удивительные картины. Маленький фрагмент, узнавание, взмах дирижерской палочки, и вот перед нами «Вестсайдская история», еще фрагмент, и оркестранты превращаются в джаз-банд, медные, саксофоны и ритм-секция играют «Прелюдию, фугу и риффы» Бернстайна. Еще кусочек мозаики, и громоздкий переросток-контрабас вытворяет бог знает что в Концерте Нино Роты, то становясь на цыпочки в высочайшем, почти скрипичном регистре, то как шмель, вибрируя почти на границе инфразвука (а в подсознании сладким эхом отзывается: «8 1/2», «Сладкая жизнь», «Амаркорд»…) Последний фрагмент – и готова чудесная картина, «Моя прекрасная леди» Френсиса Лоу.
Казалось бы, простенькая забава, а сколько удовольствия. -
- 19 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- Кристоф Шёнер (Германия)
Органный вечер - Главный органист собора св. Михаила в Гамбурге
- И.-С. Бах
- Токката и фуга фа мажор
- Фантазия «Приди, Дух Святой, Господь Бог»
- К.-Ф.-Э. Бах
- Соната ля минор
- Мендельсон
- Соната си-бемоль мажор
- Вьерн
- Симфония № 3 для органа
-
- Музикдиректор и органист гамбургской церкви св. Михаила Кристоф Шёнер, предшественниками которого на этом ответственном посту были Г. Ф. Телеман и К. Ф. Э. Бах, представит в Большом зале беспроигрышную программу. В его исполнении прозвучат величественные и виртуозные токката и фуга фа-мажор (BWV 540) и фантазия на хорал «Komm, heiliger Geist» (BWV 651) Иоганна Себастьяна Баха, ля-минорная органная соната Карла Филиппа Эммануила «гамбургского» Баха, автора более 200 сольных сонат для клавира и органа, романтическая си-бемоль мажорная соната Феликса Мендельсона и грандиозная Третья органная симфония Луи Вьерна. Слушателей ожидает концерт «по гамбургскому счету».
-
-
- 20 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- 6-й концерт 4 абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр»
- К 100-летию со дня рождения Е. П. Кудрявцевой
- Рахманинов
- «Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра на стихи Э. По (перевод К. Бальмонта)
- Стравинский
- «Жар-птица», сюита из балета
- ред. 1919 года
- Брамс
- «Нения» для хора и оркестра
-
- 7 мая этого года Елизавете Петровне Кудрявцевой, первой в Росси женщине, возглавившей профессиональный хор, дирижеру, подготовившему вместе с Евгением Мравинским премьеры «Александра Невского» Прокофьева, «Песни о лесах» Шостаковича и множество другой музыки, исполнилось бы сто лет.
- В концерте, посвященном этой дате, прозвучат сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и два монументальных произведения для хора и оркестра: рахманиновские «Колокола» на тексты Эдгара По и сложнейшая, доступная лишь исполнителям высочайшего класса и оттого редко исполняемая «Нения» Иоганнеса Брамса. Эта эпитафия («nenia» – латинское название надгробной песни), написанная на трагическое стихотворение Фридриха Шиллера «Auch das Schöne muß sterben!» (Даже прекрасный должен погибнуть!), завершит программу концерта-посвящения.
-
-
- 21 июня
- Русские симфонические миниатюры
- Глинка
- Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
- Бородин
- Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»
- Римский-Корсаков
- «Царская невеста»
- Чайковский
- «Лебединое озеро», сюита из балета
- Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
- Итальянское каприччио
- Мусоргский
- «Ночь на Лысой горе» фантазия для оркестра
-
- Дирижер Александр Канторов
- Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика»
-
- Александр Канторов и оркестр «Классика» собрали в одном концерте самые известные симфонические миниатюры русских композиторов, созданные в XIX веке и вошедшие в золотой фонд практически всех ведущих оркестров мира. Это редкое удовольствие за один вечер услышать увертюры к «Руслану и Людмиле» и «Царской невесте», «Половецкие пляски» и сюиту из «Лебединого озера», «Ромео и Джульетту», «Итальянское каприччио» и «Ночь на Лысой горе», такие несхожие друг с другом, но представляющее одну и ту же великую русскую симфоническую школу, сочинения.
-
- 23 июня
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- 7-й концерт 3 абонемента «Первый Симфонический оркестр России»
- Василий Синайский
Шостакович, Чайковский - Чайковский
- Итальянское каприччио
- «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
- Шостакович
- Симфония № 14
- Картина римского карнавала, запечатленная в «Итальянском каприччио», прекрасная и печальная история юных Ромео и Джульетты, музыка Чайковского полная жизни, любви и великой красоты станет вступлением и первым актом трагедии, которая развернется во втором отделении концерта. Четырнадцатая симфония Шостаковича – ответ на «Песни и пляски смерти» Мусоргского, их логическое продолжение и развитие. Десять монологов и заключительный дуэт, написанные композитором для сопрано и баса – одно из глубочайших высказываний на тему смерти, созданных в XX веке. И все же, вопреки смерти и неизбежности нашей общей судьбы, это жизнеутверждающее сочинение. Дмитрий Дмитриевич говорил о Четырнадцатой: «Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!»
-
- 7 июля
- IX Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
- Закрытие фестиваля и сезона филармонии
- Концерт-признательность друзьям, партнерам и спонсорам Филармонии
- Гершвин
- «Американец в Париже», симфоническая поэма
- Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
- «Порги и Бесс», фрагменты оперы
- Темирканов
- Борис Березовский фортепиано
- Стивен Джонс
- тенор (США)
- Дженис Итим
- сопрано (США)
-
- Большой зал закрывает сезон и фестиваль «Музыкальная коллекция» по-настоящему летним, солнечным концертом из произведений Джорджа Гершвина. В своих главных сочинениях, симфонической поэме «Американец в Париже», опере «Порги и Бесс» и Рапсодии в стиле блюз Гершвин соединил несоединимое: ускользающую, непостоянную, наполненную острыми гармониями и ритмами импровизационную природу джаза с устоявшимися формами классической музыки. Его американец вышагивает по дружелюбному, но все-таки чуждому Парижу упругой свингованной походкой; пианист и симфонический оркестр вместо романтического концерта оказываются на джем-сейшене, а Порги и Бесс поют на оперной сцене не кабалетты и каватины, а блюз и соул.
- В концерте фрагменты из «Порги и Бесс» споют американские певцы Стивен Джонс и Дженис Итим, «Голубую рапсодию» сыграет лауреат конкурса им. П. И. Чайковского Борис Березовский, аккомпанировать солистам и исполнять «Американца в Париже» будет Заслуженный коллектив под управлением Юрия Темирканова.
-