5-й концерт абонемента «Концерты во фраках и джинсах»

ньяга16 мая, пятница 19:00
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича


Дирижёр - Алексей Ньяга, солист - Итамар Зорман
Академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер - Алексей Ньяга

Итамар Зорман - скрипка
Александр Малич - ведущий

Берг
Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела»

Вдовин
Музыка из кинофильмов «Богиня: как я полюбила» (реж. Р.Литвинова), «Русалка» (реж. А.Меликян), «Синдром дракона» (реж. Н.Хомерики), «Гарпастум» (реж. А.Герман-младший), «Не скажу» (реж. И.Копылов)

В очередном концерте цикла «Во фраках и джинсах» в одном «костюмном ансамбле» объединят музыку Альбана Берга и Игоря Вдовина, композиторов, принадлежащих к разным, даже не параллельным, мирам. Тем удивительнее, что настолько непохожие музыкальные явления не только успешно сосуществуют, но и дополняют друг друга.

 

У Вдовина с Бергом есть нечто общее: и тот и другой буквально находятся «на передовой» звукового фронта. Разумеется, с поправкой на эпоху. Сейчас додекафонный метод композиции, адептом которого был Берг, воспринимается как нечто само собой разумеющееся, как благородный и всегда уместный черный цвет в одежде. Может быть, то, что делает с электронной музыкой Вдовин — тот самый «новый черный», о котором время от времени заговаривают кутюрье. Правда, сам Вдовин относится к фешн-индустрии с подозрением: «У меня скептическое отношение к слову "фэшн". Мало кто может объяснить, что это такое. Все говорят, никто не понимает. Во всем этом есть какая-то сиюминутность. Сегодня ты модный, а завтра никому не нужный, да? Хотелось бы этого избежать. Двигаться потихоньку в сторону вечности».

Берг сочинил концерт «Памяти ангела» (1935 г.) по заказу американского скрипача Луиса Краснера за несколько месяцев до своей кончины. Это произведение, посвященное памяти Манон Гропиус, дочери Альмы Малер — один из самых ярких инструментальных концертов XX века. В нем звучит само время, неумолимое, жестокое и пронзительно прекрасное. Один из важнейших символов, появляющихся в концерте — вариации на баховский хорал «Es ist genug», точка пересечения времени и вечности. Концерт исполнит молодой израильский скрипач Итамар Зорман, один из победителей XIV конкурса имени П. И. Чайковского.

Попадая в новую, иногда чуждую звуковую атмосферу традиционная и узнаваемая музыка преображается и становится, как говорил Антон фон Веберн, «небывалой». В концерте Берга это происходит с баховским хоралом, в киномузыке Вдовина — с обобщенным образом классической музыки. Звучание оркестра, камерного состава или сольного инструмента — это лишь одна из красок на палитре, где найдется место для множества других звуков, стилевых и жанровых формул.

Киномузыка Вдовина рождается из отдельных инструментальных тембров, электронных семплов, рифов, жестковатых, сдобренных хрипами и треском остинато ударных, звука человеческого голоса. Постепенно возникает особое звуковое поле, в котором даже совсем простые, минималистические музыкальные идеи получают тот заряд, который есть у любой хорошей музыки, будь то классика, джаз, рок или техно.

Для концертного исполнения этой музыки нужен «обратный перевод» заранее созданной звуковой дорожки в живое звучание. Вдовин владеет искусством переводчика безупречно: партитура, которую проговаривает вслед за автором симфонический оркестр, воссоздает первоначальный замысел.

Партитуры Берга и Вдовина прозвучат под управлением дирижера-ассистента Михайловского театра Алексея Ньяги. Алексей — выпускник Петербургской консерватории, сотрудничал с оркестрами Петербургской филармонии, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, с оркестрами Академической капеллы и Государственного Эрмитажа, с Театром оперы и балета Петербургской консерватории. С 2008 года выступает в абонементных концертах Петербургской филармонии. Работал в театре «Зазеркалье». В Михайловском театре Ньяга руководил постановкой одноактного балета Начо Дуато «Невидимое» (музыка А. Пануфника).

1