Малый зал СПБ ФИЛАРМОНИИ. АПРЕЛЬ 2014

мзфМалый зал имени М.И.Глинки

Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича

МАЙ 2014

репертуар и анонсы
www.philharmonia.spb.ru

4 мая
Михаил Петухов. Фортепианный вечер
8-й концерт 4 абонемента «Фортепианные вечера»
Шуман: Бабочки; Вагнер - Лист: «Риенци», фантазия; Чайковский - Рахманинов: Колыбельная; Чайковский - Пабст: Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Чайковский - Лист: Полонез из оперы «Евгений Онегин»; Чайковский - Уайлд: Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»; Россини-Лист: Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

Знаменитый пианист Михаил Петухов представляет программу, составленную из ярких произведений, написанных в «большом» фортепианном стиле, который требует от исполнителя безупречного владения звуком, филигранной техники и незаурядной выносливости.
Но это только одна из граней исполнительского таланта Петухова. По словам одного из европейских критиков, ему одинаково подвластны «величие и сокровенный лиризм в Бахе, возвышенная простота в Моцарте, сказочная техника в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широта мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительная виртуозность в Листе».
6 мая
Валерия Стенькина, Владимир Мороз. Вокальный вечер
Валерия Стенькина сопрано; Владимир Мороз бас; Ирина Соболева - фортепиано
Моцарт, Чайковский, Верди: Арии из опер; Легар, Кальман, Уэббер: Арии и дуэты из оперетт и мюзиклов
Один из признаков подлинного исполнительского мастерства — способность органично передавать особенности разных музыкальных стилей. Валерия Стенькина и Владимир Мороз легко переходят от виртуозного Моцарта к насыщенному итальянским «брио» Верди и проникновенному Чайковскому, а затем к «легкому» жанру, блестяще озвучивая Легара, Кальмана и даже Уэббера. Благодаря универсализму и мастерству исполнителей такие, казалось бы, разные композиторы мирно уживаются на одной сцене.
11 мая
Духовная музыка современных композиторов
8-й концерт 11 абонемента «Вечера духовной музыки»
Камерный хор Смольного собора
Художественный руководитель и дирижер - Владимир Беглецов
Фалик: Духовные сочинения; Свиридов: Три хора из музыки к трагедии А.Толстого «Царь Фёдор», Концерт памяти Юрлова; Сидельников: Духовный концерт для хора
Церковная музыка, в отличие от светской, скована более строгими канонами. Особенно в случае с музыкой православной церкви, где любые музыкальные инструменты, за исключением колокола, находятся под запретом. В конце XIX века в русском церковном хоре появились женские голоса. Смешанный хор стал тем идеальным инструментом, благодаря которому появились «Всенощная» и «Литургия» Чайковского и Рахманинова, богослужебная музыка Чеснокова, Кастальского, Архангельского.
Георгий Свиридов, Юрий Фалик и Николай Сидельников развивают традиции предшественников, обогащая звучание церковного хора новыми, необычными красками.
13 мая
Опера и балет на двух роялях
8-й концерт 5 абонемента «Музыкальная мозаика»
Фортепианный дуэт "Vis-a-vis"
Юлия Юрченко
Полина Григорьева
Фортепианный дуэт "Spectrum-Duo"
Марина Климова
Надежда Медведева
Фортепианный дуэт
Сергей Урываев
Ксения Гиндина
Фортепианный дуэт
Ирина Васильева
Ольга Ермакова
Фортепианный дуэт
Станислав Соловьёв
Оксана Ралкина
Фортепианный дуэт
Наталья Карасёва
Игорь Тайманов
Фортепианный дуэт
Анна Шелудько
Евгений Изотов
Моцарт - Лист: Воспоминания о «Дон Жуане», фантазия; Моцарт - Бузони: Увертюра к опере «Волшебная флейта»; Верди - Лист: Концертная парафраза на темы оперы «Риголетто» (обработка для двух фортепиано А. Готлиба); Чайковский - Пабст: Парафраза на темы оперы, «Евгений Онегин» (обработка для двух фортепиано А. Ярошевского); Бизе - Бубельников: Концертная сюита на темы оперы, «Кармен»; Пуччини - Белов: Поэма-фантазия на темы оперы «Чио-Чио-Сан» для фортепиано в шесть рук; Прокофьев - Плетнёв: Концертная сюита на темы балета, «Золушка»; Хачатурян: Три танца из балета «Гаянэ»
Фортепиано поистине королевский инструмент: оно может звучать как оркестр, умеет петь, а когда за ним сидит больше одного исполнителя — им приходится танцевать. Искусство фортепианного ансамбля действительно напоминает изысканный танец, в котором причудливо переплетаются индивидуальные стили пианистов. Тем поразительнее результат, который воплощается в звуках.
Тема «Опера и балет на двух роялях» — одна из самых благодарных для фортепианного дуэта: два рояля (или два пианиста за одним инструментом) позволяют озвучить оркестровую партитуру, не опуская подробностей и в то же время не лишая исполнителей возможности показать весь блеск фортепианной техники, «спеть» за примадонну и «станцевать» па-де-де. Достаточно просто закрыть глаза и слушать. Именно это и предлагают сделать лучшие фортепианные ансамбли Петербурга, представляющие оперную и балетную музыку в переложении для двух роялей и… нескольких исполнителей в различных комбинациях. Например, в поэме-фантазии на темы оперы «Чио-Чио-Сан» задействован один рояль и три пианиста.
  
14 мая
Дивертисмент
7-й концерт 7 абонемента «Дивертисмент»
Ансамбль «Дивертисмент»
Скрипка художественный руководитель и солист - Илья Иофф
Брамс: Интермеццо; Берг: Соната №1 для фортепиано (версия для струнных Г. Корчмара); Шёнберг: «Просветленная ночь»
Ансамбль «Дивертисмент» представляет редко звучащие, но от того не менее прекрасные сочинения Брамса, Шенберга и Берга. Поздние «Фантазии» Брамса написаны для фортепиано. В переложении для струнных в "Интермеццо" из этого цикла открывается совершенно новая, непривычная звуковая перспектива. «Просветленная ночь» – одна из лучших, ранних, еще тональных вещей Арнольда Шёнберга. Этот изысканный «гиперромантический» струнный секстет, к сожалению, редко звучит в нашем городе. Фортепианная соната Альбана Берга, друга и ученика Шёнберга, очень близка по стилю к «Просветленной ночи». И это родство особенно хорошо прослушивается в переложении для струнного состава.
15 мая
Ирина Матаева, Сергей Романов.
Судьбы и роли Вокальный вечер
7-й концерт 6 абонемента «Судьбы и роли»
Моцарт: «Так поступают все»; Россини: «Золушка»; Дебюсси: «Пеллеас и Мелизанда»; Равель: «Испанский час»; Яначек: «Средство Макрополуса»
Фрагменты из опер

Драматические актеры о переплетениях своих судеб и ролей — говорят, оперные же певцы — поют. Для певца каждая новая выученная партия становится не просто следующей ступенькой в карьере, но самой судьбой: голос начинает развиваться в том направлении, которое ему предлагает освоенный репертуар. К солистам Мариинского театра Ирине Матаевой (сопрано) и Сергею Романову (баритон), судя по прекрасному, сложному и разнообразному репертуару, судьба явно благоволит. В Малом зале они исполнят фрагменты из опер Моцарта, Россини, Оффенбаха, Равеля и Яначека.

16 мая
Экстрим-барокко Импровизации на темы XVII–XVIII века (фолии, чаконы, пассакалии, граунды)
7-й концерт 8 абонемента «Барокко и не только»
Российский ансамбль старинной музыки
Владимир Шуляковский (скрипка)
Андрес Мустонен - скрипка; Виктория Евтодьева - меццо-сопрано
Вивальди, Марини, Росси, Перселл, Импровизации на музыкальные темы XIVI-XVII вв., Традиционная музыка Ирландии и Армении
Фолия, чакона, пассакалья, граунд — все эти жанры предполагают наличие темы и череды вариаций, изобретательных, изысканных и виртуозных. В эпоху барокко вариации чаще всего возникали в процессе живого музицирования, импровизации, и только потом фиксировались на бумаге. По умению импровизировать оценивали уровень мастерства музыканта, а ансамблевая импровизация (к всеобщему удовольствию) превращалась в состязание.
Российский ансамбль старинной музыки и выдающийся эстонский аутентист Андреас Мустонен будут импровизировать весь вечер, используя в качестве повода для импровизации темы Вивальди, Марини, Росси и Перселла, смешивая стили и эпохи, находя «странные сближения» между Ренессансом, барокко и традиционной народной музыкой Ирландии и Армении.
20 мая
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
8-й концерт 9 абонемента «Виртуозы смычка»
Венявский: Полонез ля мажор, "Воспоминания о Москве"; Шопен: Andande spianato, Большой блестящий полонез; Барбер: Adagio для струнных; Стравинский: "Аполлон Мусагет"; Сибелиус: Элегия из музыки к драме А. Пауля "Король Христиан II"; Элгар: Sospiri; Малер: Adagietto из симфонии № 5; Блох: Импровизация из цикла "Баал Шем"; Вьетан: Дивертисмент на тему песни Алябьева "Соловей", Дивертисмент на тему русской народной песни "Во поле береза стояла"
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга мастерски сочетает на первый взгляд несочетаемое: блестящие дивертисменты Вьетана соседствуют с музыкой Малера, Стравинский уживается с Шопеном. Парадоксальность сопоставлений помогает разглядеть в любимой и привычной музыке нечто абсолютно новое, как, например, в «Adagio для струнных» Сэмюэля Барбера.
21 мая
Барочная капелла «Золотой век» Музыка европейского барокко XVII-XVIII вв.
Барочная капелла «Золотой век»
Художественный руководитель и солист (барочная виолончель) - Александр Листратов
Фатима Лафишева (скрипка)
Елена Лендова (барочная скрипка)
Ксения Тимофеева (барочная скрипка)
Рустик Позюмский (альт)
Владимир Коденко (контрабас)
Евгений Федорков (блокфлейта)
Мария Успенская (клавесин)
Вивальди: Концерт ля минор для виолончели, струнных и basso continuo; Бах: Концерт ля минор для скрипки, струнных и basso continuo, Сюита №2 си минор для флейты траверсо, струнных и basso continuo; Телеман: Концерт для блокфлейты, виолы да гамба, струнных и basso continuo

Музыканты барочной капеллы «Золотой век» пишут, что их кредо – «исполнение лучших образцов европейской и русской музыки эпох Барокко и Классицизма на исторических инструментах. Объединение российской струнной школы с аутентичной манерой игры определило оригинальность звучания ансамбля».
http://www.ensemblegoldenage.com/
В Малом зале «Золотой век» сыграет виртуозные барочные инструментальные концерты для виолончели, скрипки, блокфлейты и гамбы, а также знаменитую Вторую флейтовую сюиту Баха.
22 мая
Злата Булычёва. Вокальный вечер
7-й концерт 3 абонемента «Вокальные вечера»
Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шуберт, Шуман, Сен-Санс, Верди, Бизе
Романсы, песни и арии из опер

Колоратура может быть бесчувственной (достаточно вспомнить оффенбаховскую куклу Олимпию), меццо — никогда. Для низкого женского голоса пишут музыку до краев наполненную эмоциями, будь то опера (Кармен, Марфа, Далила) или камерный репертуар. Солистка Мариинского театра Злата Булычева представит на сцене Малого зала череду ярких, запоминающихся образов, созданных для меццо-сопрано русскими и западноевропейскими композиторами XIX века.
26 мая
Глинка Посвящается 210-летию со дня рождения М. И. Глинки и 65-летию Малого зала филармонии им. М. И. Глинки
8-й концерт 10 абонемента «Юбилейный»
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика»
Художественный руководитель и главный дирижёр - Александр Канторов
Дирижер - Михаил Чаусовский
Глинка: Вальс-фантазия, Увертюра и восточные танцы из оперы "Руслан и Людмила", Симфония на две русские темы, Увертюра ре мажор, Увертюра соль минор, Музыка к трагедии Н.Кукольника "Князь Холмский", Камаринская, Арагонская хота
Оркестр «Классика» представляет в рамках одной программы практически все важнейшие симфонические произведения Глинки. «Симфония на две русские темы», «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия» стали тем зерном, из которого выросла самобытная русская симфоническая школа. В них в сжатом виде отображено большинство тем и образов, воплотившихся в оркестровых сочинениях Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других.
Концерт посвящен 210-летию со дня рождения великого русского композитора.
28 мая
Вечер музыки для фагота
К 85-летию Олега Евгеньевича Талыпина
Артисты группы фаготов Академического симфонического оркестра филармонии
Андрей Кунявский
Дмитрий Красник
Артур Канатов
Михаил Кротов
Боцца, тер Воэрт, Андерсен, Шопен, Глинка, Вебер, Брамс, Григ, Крейслер, Прокофьев, Китинг, Уильямс, Гершвин, Эллингтон, Петер, Манчини, Зайбер
29 мая
Алексей Зуев. Фортепианный вечер
9-й концерт 4 абонемента «Фортепианные вечера»
Шуберт: Соната ля мажор; Адамс: Phrygian Gates; Прокофьев: «Вещь в себе», Соната № 4; Моцарт: Соната до мажор
О стиле молодого пианиста Алексея Зуева замечательно написал Алексей Любимов: «Используя все ресурсы своей отточенной блестящей техники (которой он, впрочем, не бравирует), владея тайнами звука, Зуев с легкостью перевоплощается в тончайшего лирика (Шуберт), в остроумного иллюзиониста (Вебер, Лист), он может быть графичным без сухости (Скарлатти и... Шопен!), брутальным без агрессии (Прокофьев), мечтательно-порывистым (Шуман, Брамс) и всегда пропорционально классичным. И ко всему прочему — как энергетический подтекст — страстно увлеченным классическим роком!»
http://www.artsmusic.ru/CL/Zuev/Zuev.html
В Малом зале пианист представит разнообразную, но выверенную по классическим канонам программу. Один из ее интереснейших элементов — «Phrygian Gates» (Фригийские ворота) американского композитора-минималиста Джона Адамса (1978 г.). Сам композитор говорит, что пьеса имитирует «форму квадратной волны (меандра) модулирующей между двумя ладами, лидийским и фригийским». Вопреки умозрительной формулировке на слух этот «меандр» прекрасен. От проверки алгеброй (в нашем случае физикой) гармония только выигрывает.
1