Большой зал СПБ ФИЛАРМОНИИ. АПРЕЛЬ 2014

БЗФ

 Май 2014
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул. 2)
www.philharmonia.spb.ru

5 мая, понедельник 19:00
Андрей Петров.
Музыка из балетов, опер, кинофильмов
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер — Аркадий Штейнлухт
Петров
«Сотворение мира», фрагменты музыки балета
Вальсы из балета «Пушкин», опер: «Пётр Первый», «Маяковский начинается», кинофильмов: «Бедный, бедный Павел», «Берегись автомобиля», «Петербургские тайны», «Я шагаю по Москве»

В программе очередного концерта из цикла Общедоступных концертов в Санкт-Петербургской филармонии — музыка замечательного петербургского композитора Андрея Петрова. Автор опер и балетов, симфоний и музыки к драматическим спектаклям, Петров для самого широкого слушателя прежде всего автор музыки к лучшим советским фильмам.
В феврале 2006 года окончился земной путь композитора. Однако и сегодня в культурном ландшафте города и страны имя Андрея Петрова постоянно присутствует: именем музыканта назван один из городских садов, его носят Всероссийский конкурс композиторов, детская музыкальная школа, стипендия для молодых музыкантов.

6 мая, вторник 19:00
Благотворительный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны
Вход по пригласительным билетам от общественных организаций
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер — Александр Дмитриев
Моцарт
Маленькая ночная серенада
Шостакович
Праздничная увертюра
Дворжак
Славянский танец ми минор
Петров
Вальс из к/ф "Берегись автомобиля"
Брамс
Венгерский танец № 1 соль минор
Штраус И. (сын)
Полька-пиццикато
Глазунов
Антракт к 3 действию из балета «Раймонда»
Чайковский
Мелодрама к весенней сказке А.Н.Островского "Снегурочка"
Мусоргский
"Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки", оркестровка М.Равеля

7 мая, среда 19:00
«Не стараясь угодить…»
Поэтический вечер Светланы Крючковой к 90-летию Булата Окуджавы
Светлана Крючкова

Поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с многолетними, верными его друзьями: Александром Володиным, Зиновием Гердтом, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Исааком Шварцем

Новая поэтическая программа Светланы Крючковой, представленная в канун Дня победы, посвящена творчеству замечательного поколения писателей и поэтов, переживших Великую отечественную войну и рассказавших нам о ней. Военная история уходит в прошлое. Но подвиг советского народа, отстоявшего свою страну, с каждым годом представляется все значительней. Искусство тех лет обжигает своей искренностью. В камерном жанре, под гитару, барды послевоенных лет запечатлели портрет целой эпохи с ее пронзительной болью, трагедией и непостижимой верой в человека и его чувства, которой нам порой так не хватает сегодня.

9 мая, пятница 19:00
Праздничный благотворительный концерт, посвященный 69-й годовщине победы в Великой Отечественной войне
Вход по пригласительным билетам
Симфонический оркестр «Маэстро»
Дирижер — Иван Чернобаев

10 мая, суббота 19:00
К 100-летию со дня рождения К.П. Кондрашина
Дирижёр — Юрий Темирканов, солист — Сергей Догадин
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер — Юрий Темирканов
Сергей Догадин — скрипка
Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак
Симфония № 9 «Из Нового Света»

В октябре 1978 года состоялись последние концерты Кирилла Кондрашина на сцене Большого Зала филармонии. Вскоре знаменитый дирижер покинул СССР и обосновался в Амстердаме. В судьбе Юрия Темирканова Кондрашин сыграл большую роль: в 1970 году он пригласил молодого дирижера в турне по США с оркестром Московской филармонии. Тогда же состоялся дебют Темирканова в Карнеги Холл, прошедший с большим успехом. Концерт посвящен столетней дате со дня рождения выдающегося музыканта ХХ века. Солистом в Концерте Чайковского выступит победитель XIV Конкурса Чайковского петербургский скрипач Сергей Догадин.

11 мая, воскресенье 19:00
«Шестидесятники»
50-й Международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна». Концерт-открытие
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Владимир Альтшулер
Наталья Евстафьева - меццо-сопрано
Михаил Крутик - меццо-сопрано
Юлия Маточкина - скрипка
Фалик
«Виват!», увертюра для симфонического оркестра
Успенский
«Ноктюрны» для голоса и симфонического оркестра
Слонимский
Симфония № 33
Тищенко
Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Гаврилин
«Русская тетрадь»
Петров
«Блистательный Санкт-Петербург», музыка для симфонического оркестра

На открытии 50-го, юбилейного фестиваля Петербургских композиторов — музыка шестидесятников, композиторов, принадлежащих этому прекрасному поколению, давшему российской и многонациональной советской культуре писателей Виктора Некрасова и Василя Быкова, поэтов Булата Окуджаву и Беллу Ахмадуллину, режиссеров Марлена Хуциева, Георгия Данелия и Михаила Ромма и многих других замечательных талантов. Имена композиторов, начертанные на афише этого концерта, безусловно, принадлежат этому славному ряду бунтарей, идеалистов, чья рефлексия и напряженный поиск истины, беспокойство и тяга к романтике осветила свое время, дала мощный импульс в развитии творческих и общественных идей.

14 мая, среда 19:00
К 75-летию со дня рождения Валерия Гаврилина
Общедоступный концерт
Камерный хор Смольного собора
Дирижер - Владимир Беглецов
Николай Мартон - чтец
Гаврилин
«Перезвоны» (по прочтении В.М.Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца

Кажется, лучше всех о музыке Валерия Гаврилина написал дирижер Владимир Федосеев: «Если мысленно сделать срез Вологды, вологодского края, он ушел бы в небо, начавшись с красот самой земли, с особой голубизны фресок Дионисия в Ферапонтове, с монастырских чистых «воздухов» до ароматов прозы Василия Белова, до щемящей душу музыки Валерия Гаврилина. В вершинном его творении — хоровой симфонии «Перезвоны» — есть все для русского ума и сердца, только умей слушать…»
Имя Валерия Гаврилина стоит особняком в русской музыке ХХ века и в сердце каждого, кто услышит его музыку, отзывается теплым щемящим чувством тоски по идеалу. Эстетика музыки Гаврилина близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова.

15 мая, четверг 19:00
Музыкальное путешествие по странам и континентам
Государственный русский академический оркестр имени В. В. Андреева
Дирижер - Дмитрий Хохлов

16 мая, пятница 19:00
Дирижёр - Алексей Ньяга, солист - Итамар Зорман
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Алексей Ньяга
Итамар Зорман - скрипка
Александр Малич - ведущий
Берг
Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела»
Вдовин
Музыка из кинофильмов «Богиня: как я полюбила» (реж. Р.Литвинова), «Русалка» (реж. А.Меликян), «Синдром дракона» (реж. Н.Хомерики), «Гарпастум» (реж. А.Герман-младший), «Не скажу» (реж. И.Копылов)

Скрипач Итамар Зорман запомнился тем, кто слышал его в финале Конкурса Чайковского ярким исполнением Скрипичного концерта Альбана Берга. Полный трагизма и света, написанный под воздействием потрясения от смерти 18-летней девушки, дочери Альмы Малер и архитектора Вальтера Гроппиуса, друзей композитора, скрипичный концерт стал последним крупным сочинением и одной из вершин творчества Берга.
Наш современник композитор петербургский Игорь Вдовин делал свои первые шаги в 90-е годы на рок-сцене. Затем Вдовин стал дрейфовать в сторону кино; сегодня композитор движется к академической музыке.

17 мая, суббота 18:00
НОЧЬ МУЗЕЕВ
в Большом зале филармонии
В рамках общегородской акции «Ночь музеев»

Тема городской акции «Ночь музеев» в этом году сформулирована так: «Цвет и свет», что выглядит очень натурально, поскольку главный феномен начинающихся петербургских белых ночей — таинственное свечение, преобразующее все вокруг. Большой зал филармонии во второй раз раскрывает свои двери для слушателей в эту волшебную ночь. Программа составлена с учетом заявленной темы — прозвучат сочинения, преломляющие зрительные образы в слуховые, среди них — известнейшие «Лунный свет» Дебюсси, «Венецианский карнавал» Паганини, «Лебедь» Сен-Санса, «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина и многие другие.

21 мая, среда 19:00
Хуан Парадель Соле (Испания). Органный вечер
Главный органист Сикстинской капеллы и органист Папской Базилики в Риме
Хуан Парадель Соле - орган
Вивальди
И.-С. Бах
Гендель
Франк
Боэльман
Гуриди
Торрез
Гарбизу
Брет
Видор

Хуан Пардель Соле — уроженец Барселоны, один из ведущих представителей романского, католического крыла современной церковной музыки. Мастерство игры на органе музыкант совершенствовал под руководством лучших профессоров Италии и Германии. Органист сопровождает Литургии папы Бенедикта XVI в Ватикане, выступает с концертами в Сикстинской Капелле. Для своего концерта в Санкт-Петербурге Хуан Пардель Соле приготовил разнообразную программу, в которой сочетаются сочинения разных стилей и эпох.

22 мая, четверг 19:00
Владимир Альтшулер, Александр Рудин
Вебер, Григ, Бетховен
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Владимир Альтшулер
Александр Рудин - виолончель
Вебер
Увертюра к опере «Вольный стрелок»
Григ
Соната для виолончели и фортепиано
Бетховен
Симфония № 4

Романтика лесных рогов музыки Вебера, устрашающих знаков смерти и отчаяния, контрастирующих с полным красоты и света миром Агаты, главной героини «Вольного стрелка», откроет этот концерт. Четвертая симфония Бетховена была одной из самых любимых симфоний романтиков — Роберт Шуман называл ее «стройной эллинской девушкой», легкость, безмятежность и блеск этой музыки пленяет каждого, кто ее услышит.
Виолончелист и дирижер Александр Рудин представит свою версию сонаты Грига для виолончели — на этот раз с оркестровым аккомпанементом.

23 мая, пятница 19:00
Николай Луганский. Фортепианный вечер
Рахманинов, Франк, Прокофьев
Николай Луганский - фортепиано
Прокофьев
Соната № 4
Рахманинов
Тринадцать прелюдий, соч. 32
Франк
Прелюдия, хорал и фуга

Традиционный весенний клавирабенд Николая Луганского в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в этом году состоит из сочинений русских композиторов — Прокофьева и Рахманинова, признанным мастером исполнения которых является этот пианист. Завершит концерт «Прелюдия , Хора и Фуга» Сезара Франка, композитора франко-бельгийской школы конца XIX века. Отпрыск старинного рода придворных фламандских живописцев, органист и композитор Сезар Франк писал музыку, порой напоминающую речь проповедника, убеждающего человечество в высоте, жертвенности и непреходящей ценности его предназначения.

26 мая, понедельник 19:00
Михаил Татарников, Лев Клычков.
Шуман
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Михаил Татарников
Лев Клычков - скрипка
Шуман
Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для скрипки с оркестром
Симфония № 2

В «Страстях по романтизму» на этот раз — великий Роберт Шуман. Столь недооцененный при жизни, короткой, яркой, освещенной вспышкой любви к Кларе Вик и позднее омраченной душевным недугом, сколь и превозносимый, часто исполняемый и любимый композитор на протяжении уже полутора столетий после смерти. За дирижерским пультом — Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. Солировать с скрипичном концерте Роберта Шумана будет Лев Клычков, концертмейстер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

27 мая, вторник 19:00
Концерт лауреатов Международных конкурсов
Победители из Сингапура, Кореи, Румынии, Израиля
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижёр (Сингапур); I премия Международного конкурса «Jeunesses Musicales», Бухарест, 2013 - Ка Чун Вонг
Ким Бомсори - скрипка (Республика Корея); II премия Международного музыкального конкурса немецкого радио и телевидения ARD, Мюнхен, 2013
Андрей Ионица - виолончель (Румыния); I премия Международного конкурса имени А.Хачатуряна, Ереван, 2013
Борис Гильтбург - фортепиано (Израиль); I премия Международного конкурса Королевы Елизаветы, Брюссель, 2013
Вагнер
Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»
Чайковский
Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром
Стравинский
Концерт in D для скрипки с оркестром
Рахманинов
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

По сложившейся традиции свой весенний концерт проводит Фонд «Музыкальный Олимп» совместно с Санкт-Петербургской филармонией. Основное направление деятельности этого фонда, возглавляемого пианисткой и продюсером Ириной Никитиной — представление лауреатов последних крупных международных конкурсов. Не станет исключением и этот концерт. Все его участники недавно удостоились своих первых значительных успехов на международной сцене. Молодых талантливых музыкантов в этот вечер поддержит Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

28 мая, среда 18:30
Всероссийскому дню библиотек посвящается
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика»
Дирижер - Александр Канторов
Чайковский
Вальс из балета «Спящая красавица»
Моцарт
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Бетховен
Увертюра «Эгмонт»
Вебер
Увертюра к опере «Оберон»
Зуппе
Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия»
Штраус И. (сын)
«Сказки венского леса»
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
Вальдтейфель
«Конькобежцы», вальс
«Сирены», вальс
Дворжак
Два славянских танца
Брамс
Два венгерских танца

Поклонники творчества Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» не будут разочарованы: их вниманию предстанут миниатюры известных композиторов. Акцент в репертуаре этого вечера стоит на музыке Вены — концерт отрывается увертюрой Моцарта и завершается пленительным вальсом «Сказки Венского леса» Штрауса. В середине прозвучит музыка центральной и восточно-славянской Европы, представленная венгерскими танцами Иоганнеса Брамса, а также сочинениями танцевального жанра Дворжака и Чайковского.

30 мая, пятница 19:00
«Музыкальная родословная».
Мусоргский - Шостакович -Тищенко
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Николай Алексеев
Михаил Казаков - бас
Шостакович
Пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова»
Мусоргский
«Песни и пляски смерти»
Тищенко
Данте-симфония № 5 «Рай»

Непрерывная линия музыкальной традиции, связывающая русских композиторов, прослежена в этой программе под углом преемственности и взаимопроникновения: так, Шостакович и Мусоргский, разминувшиеся во времени на четверть века, соединились в «Песнях и плясках смерти», а творчество Бориса Тищенко, нашего современника — прямое продолжение искусства его прямого учителя Дмитрия Шостаковича. Каждый из композиторов откликнулся на вызов свой жизни: Мусоргский написал о трагическом уходе друзей, Шостакович обнажил социальный и психологический диссонанс, Тищенко завершал Пятую симфонию, зная о своей скорой участи.
1