Российский институт истории искусств
Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5
2 апреля 2014 года, начало в 19.00
Музыка Императорских дворцов
Цикл «Из фондов Кабинета рукописей РИИИ»
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
София Кипрская, арфа,
Денис Лупачев, флейта
2 апреля в среду, в 19.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская пл., 5) состоится концерт «Музыка императорских дворцов» цикла «Из фонда Кабинета рукописей РИИИ» с участием лауреатов международных конкурсов Софии Кипрской (арфа) и Дениса Лупачева (флейта). Прозвучат произведения, ноты которых хранятся в Кабинете рукописей РИИИ и являются частью Нотной библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны.
Кабинет рукописей РИИИ располагает собранием уникальных документов, освещающих музыкальную и театральную жизнь России XVIII – XX вв. Он организован в 1938 г., когда в Институт были переданы собрания и коллекции Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. В число поступивших материалов входила нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.
Почти неизвестные сегодня сочинения начала XIX века будут представлены на концерте впервые после почти 200-летнего перерыва. Это аранжировки Р.Н.Боксы для арфы и флейты фрагментов из опер Дж.Россини, сочинения для арфы Р.Н.Боксы, Л.Друэ, Й.Гайдна. Являясь памятником музыкальной культуры того времени, нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны включает в себя сочинения, которые звучали во время домашнего музицирования в кругу друзей и близких, на концертах для избранных во дворцах.
Арфа – непременный атрибут женского светского музицирования в александровскую эпоху – была одним из любимых инструментов императрицы Елизаветы Алексеевны, урожденной Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской. Об особом ее пристрастии к арфе в 1795 году вспоминала ее фрейлина Варвара Головина: «Она увела меня в свою комнату, приказала аккомпанировать на фортепиано, взялась снова за арфу и сыграла «Les folies d’Espagne». Я брала аккорды».
Музыка для императрицы стала с юных лет и отдохновением, и утешением в сложных ситуациях ее жизни. Она получила прекрасное музыкальное образование на своей родине в Карлсруэ и по приезде в Петербург в 1792 году продолжала заниматься музыкой. Обладая «восхитительным голосом», Елизавета брала уроки у придворного капельмейстера Джузеппе Сарти. Пением Елизаветы восторгалась Екатерина II: «Это настоящая Сирена, великая княгиня Елизавета, ея голос идет прямо к сердцу, и мое сердце она совсем пленила».
В программе концерта:
1. Бокса Р. Н. Аранжировка для арфы и флейты фрагментов из оперы Дж. Россини «Сорока-воровка».
2. Бокса Р. Н. Аранжировка для арфы и флейты фрагментов из оперы Дж. Россини «Танкред».
3. Бокса Р. Н. 12 прелюдий для арфы соло.
4. Друэ Л. Первый ноктюрн или концертные вариации на тему арии Мегюля.
5. Гайдн Й. Анданте для арфы
Концерт ведет сотрудник сектора музыки, музыковед Георгий Ковалевский.
Вход свободный.
Справки и аккредитация по тел. 8 911 842 5656 Динара Булатова
1