АЛЕКСАНДР ШИЛО: КОНТРАБАС – ФУНДАМЕНТ ОРКЕСТРА

ШИЛОАлександр Шило родился в 1955 в Белгороде. Российский контрабасист и педагог, заслуженный артист России. Окончил Ленинградскую консерваторию в 1979 году по классу профессора М. М. Курбатова, в том же году поступил в Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Александра Дмитриева. В 1988 году удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Хмельницком. В 1989 году принят по конкурсу в Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова.

С 1992 года Александр Шило ведёт специальный класс контрабаса в Санкт-Петербургской консерватории, а также преподаёт в средней специальной музыкальной школе-лицее при консерватории.

Основал и возглавляет Академию контрабаса имени С. А. Кусевицкого и ансамбль контрабасистов «QuattroBass».

- Александр, расскажите, пожалуйста, как судьба связала Вашу жизнь с контрабасом? Ведь на первый взгляд, это очень большой и не самый удобный инструмент, для которого создано не так уж много сольных произведений…

- Этот вопрос тревожит каждого человека, который не понимает, что такое контрабас. Основная масса знаменитых или просто известных контрабасистов пришли к этому инструменту не по призванию. Хотя в наши дни и особенно за рубежом ситуация иная – сегодня многие идут на контрабас изначально по собственному желанию. В основном же из-за нехватки мест на других инструментах. Так было и с самым известным контрабасистом всех времен и народов Сергеем Кусевицким. Примерно так же было и со мной: ко мне подошла директор музыкальной школы и сказала, что вопрос, в общем-то, уже решённый, но на всякий случай она спрашивает меня, хочу ли я играть на контрабасе? Благодаря этому стечению обстоятельств, мне посчастливилось учиться у Евгения Левинзона, который сейчас преподает в США в Джульярдской школе музыки, а до этого более 20 лет проработал в нью-йоркской филармонии. Он-то меня и заразил контрабасом, рассказывая об этом инструменте много неизведанного. Рассказал о том, что это инструмент недооцененный, в котором скрыто много не использованных доселе возможностей.

- Скажите, а как Вы воспринимаете общее звучание оркестра, находясь за своим пультом? Вы думаете только о своей партии или слушаете весь оркестр?

- Само построение оркестра предполагает, что группа контрабасов – это тот фундамент, на котором строится гармоническая составляющая. Это то, на что оркестр опирается. Контрабасовая группа выполняет и ритмические функции, играя за ударные инструменты. Таким образом, контрабасистам нужно очень много слышать, вникать в то, что играет весь оркестр. Предположим, скрипки ведут мелодию, арфы, альты, виолончели аккомпанируют, а вот контрабас должен всё это объединить. Если контрабас всё это не объединяет, оркестр звучит очень разрозненно. Мы во многом выполняем дирижерскую функцию, пусть кто-то и назовет это самозванством.

- Расскажите про дирижеров. Есть такие, с которыми играть удобнее, такие, с которыми интереснее и такие, с которыми трудно или невозможно?

- Я люблю дирижеров, которые берут интеллектом. Есть такие дирижеры, которые много знают, им есть, что рассказать. Например, нам (спб. филармоническому оркестру) посчастливилось играть с Георгом Шолти в последние годы его жизни. Я бы не сказал, что его руки многое выражали, но то, что он говорил, то, что он нам предлагал, как предлагал соединять разные части… Благодарен судьбе, что мне много лет довелось работать с Юрием Темиркановым, который всякий раз привносил что-то новое в казалось бы давно известные произведения.

- Когда Вы учите новое произведение, Вы изучаете всю партитуру или сморите только партию контрабасов?

- Конечно, изучаю всю партитуру и пытаюсь приучить к этому студентов. Будучи студентом, я сам считал, что это никому не нужно, но ведь только изучив целое, ты можешь понять, что хотел сказать композитор.

александр шило- А существует какой-то сольный репертуар для контрабаса?

- Практически весь репертуар для контрабаса соло – современная музыка. Особенно много для контрабаса пишут на Западе. Наверное, для современных композиторов контрабас – это новая краска в традиционной музыкальной палитре. Да и технический уровень контрабасистов за последнее время необычайно вырос: на контрабасе исполняют скрипичные концерты – Моцарт, Брамс, Шуберт, Бетховен… Ограничений по техническим параметрам нет. Есть только ограничения эстетического характера. Если вы собрались ехать на пмж в Беларусь, то я могу подсказать где можно приобрести дипломел Борусского вуза на бланке гознак, мне довелось купить диплом в Минске http://diplombelarus.com/ - тут, и я вам настоятельно рекомендую покупку диплома именно в столице республики Беларусь!

- А как обстоят дела со студентами? Идут ли молодые люди учиться играть на контрабасе в Консерваторию? Бывают ли девушки-контрабасистки?

- Если брать Петербург и Москву, студентов немного, но пока они есть. Что же касается девушек – недавно на конкурс приезжала замечательная контрабасистка из Зальцбурга Кристина Хук; моя дочь играет на контрабасе в Мариинском театре. Вообще же, на мой взгляд, гендерный вопрос в любой профессии – это не вопрос того, кто лучше справляется, кто хуже. Это вопрос заработка. Как только мужчина перестает своей профессией зарабатывать деньги, эта профессия для него исчезает, превращается в хобби. И его место занимает женщина. Хорошо зарабатывающие оркестры есть, но их немного. В нашем городе – три, и в этих оркестрах больше мужчин.

- А Вы сейчас только преподаете или еще играете где-то?

- Играю в оркестре Мариинского театра, и очень благодарен Валерию Абисаловичу Гергиеву за то, что он меня принял, несмотря на мой предпенсионный возраст. Раньше я ненавидел играть в театре, потому что надо сидеть в яме, где душно, откуда не видно публики, да и музыка зачастую, особенно в балетах – бум-бум, бум-бум. А теперь я получаю от театрального музицирования огромное наслаждение.  Кроме опер и балетов в Мариинке часто представляется возможность играть симфоническую музыку. Так что пожаловаться не на что.

1