«ЭХ, ДОРОГИ... ПЫЛЬ ДА ТУМАН...»

поезда     Совсем недавно я, возвращаясь домой с работы на электричке, услышал песню. Ее пели под гитару два подвыпивших парня в расчете на вознаграждение пассажиров. Мы ехали в холодном промозглом вагоне. Кто-то читал газету, кто-то беседовал, кто-то дремал. Пели парни, в общем, неплохо, даже проникновенно, да и песня была знакома всем сидящим. При воцарившейся тишине звучало: «Эх, дороги...пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян...». Вначале, я не обращал внимания на парней и их пение: много их ходит «певцов» с протянутым кульком, но они завелись и, как сейчас говорят, «зажигали», особенно, когда шел припев: «Эх, дороги...пыль да туман...». И вдруг меня осенило: да это слова о нас, усталых и мрачных пассажирах, едущих домой с работы в старых, раздолбанных и дребезжащих, холодных вагонах электрички по российским железным дорогам.

Я стал беззвучно подпевать, да простит меня ныне покойный автор строк песни за ее искажение, но я пел: «Эх, российские железные дороги ...пыль да туман, холода, тревоги да сплошной обман...». Ведь дурит нас, дурит ОАО «Российские железные дороги». Ездим мы десятилетиями в этих бараках на колесах без туалетов, зачастую как селедки в бочке; летом — в дикой жаре, зимой — в холоде, на покосившихся кое-как отремонтированных скамейках. Мы потеем и задыхаемся, мерзнем и дрожим, часами мучаемся и терпим, чтоб не «обделаться», причем, за свои же деньги и немалые. Все это накипевшее и наболевшее вихрем пролетело в моей голове под тоскливые слова песни.
   Парни допели песню, собрали деньги и ушли в другой вагон. Я еще немного повозмущался, тихо побормотал про себя припев песни и вскоре заснул. И приснился мне сон: перед глазами всплыло холеное лицо президента ОАО «РЖД» господина Якунина, он стоял в проходе электрички и тоже очень внимательно слушал песню. Слушал, слушал, а потом вдруг заплакал... Проняла его песня голубчика видать, проняла. А может, увидев наши мрачные усталые лица и дрожащие от холода тела, он вспомнил о пригородных перевозках и о нас пассажирах. Вот только кто мы для господина Якунина — груз или люди?

Миллионы пассажиров ездят на электричках. Многие ежедневно добираются из разоренных реформами деревень, поселков, небольших городов на работу в Санкт-Петербург, затрачивая на это несколько часов. Я, например — три (туда — обратно), другие — по пять часов. В год я 30 суток провожу в электричке, многие больше. Для нас электричка стала не просто средством передвижения, она для нас — среда обитания. Мы не просто ездим, мы живем в ней: спим, едим, учимся, проводим досуг. И не стыдно Вам, господин Якунин, в ХХI-ом веке так нас транспортировать?
   Ведь как Вы красиво говорили на праздновании 170-тилетия железной дороги о роли «РЖД» в экономике страны, о новых грандиозных проектах и программах, о ежегодном росте грузоперевозок, о новых скоростных магистралях, о бизнес-вагонах и ретро-поездах, где есть даже душ и выход в Интернет. Вы все говорили, говорили, а о нас забыли. Хоть намекнули б, обнадежили: мол, следующее поколение не будет жить в электричках, а будет, как давно во многих странах, быстро и комфортабельно добираться до станции назначения... Может, потому и заплакал Владимир Якунин, что не сбудется это, во всяком случае, в его президентство...
   Я спал, и снилось мне детство. Было это почти полвека назад. Я поднялся по лестничному маршу с нормальными, соответствующими СНиПу ступеньками на прочную платформу, оборудованную ограждением, навесом от дождя, освещением. Подошла электричка, открылись двери, и я спокойно в нее вошел. Мне это так нравилось, я был так восхищен. Это было так давно...
   И сейчас полвека спустя, входя в электричку, я тоже восхищаюсь, это ж надо, столько времени прошло: и Гагарин в космос слетал, и коммунизм мы чуть-чуть не построили, и СССР развалился, а она электричка родная какой была такой и осталась, впрочем, не такой, малость облупилась. Только сейчас я с большим трудом взбираюсь на платформу, по каким-то еще не до конца сформированным из досок и остатков бетона ступеням, не соответствующим никаким СНиПам, чудом не падаю из-за отсутствия перил. Платформа, по которой я иду, напоминает сооружение, попавшее под обстрел противника и временно восстановленное саперами: рухнувшие от снарядов времени бетонные пролеты заменены деревянными настилами, ограждение местами отсутствует, а местами заменено досками, навес от дождя прохудился, освещение есть, но не каждый месяц: соблюдается режим светомаскировки.
   Ну вот, наконец, едет она родная электричка. Опоздала, правда чуток, всего-то на 15 минут, ну да это ерунда. Сейчас главное сесть! Открывается дверь, жаль, что не вся, а только половина, напрягаюсь, делаю бросок — ведь от края платформы до ступеньки вагона сантиметров 60 или 70, да по вертикали — 40. Есть! Первый вошел, второй вошел и т.д. А бывает, не повезет — у кого ноги короткие и тело грузное — тогда, если кто не поможет — беда!
   Вот уж истинно вещает диктор на Финляндском вокзале: «Железная дорога — зона повышенной опасности...». Только зона эта распространяется не только на полотно железной дороги, но и на платформы и саму электричку. Возможно, кто-то сомневается, что это не так или я приукрасил, вернее «примрачнил», даю точный адрес, можете проверить: Ленинградская область, поселок им. Морозова, по железнодорожному — «Платформа 21 км». И это не единичный пример, таких платформ по Ленинградской области не десятки, а сотни, где нарушаются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» и нарушения эти представляют зачастую угрозу жизни и здоровью пассажиров.
   Я просыпаюсь от «громогласного» — «Предъявите билеты!». Контролеры! Оживление, крики. По проходу бегут 12–14 — летние мальчишки и девчонки — школьники, учащиеся техникумов, ПТУ, это бежит наше «будущее», бежит от контролеров в соседний вагон. У них нет билетов и нет денег. Контролеры бегут за нашим «будущим», вернее гонят его, как охотники волков... Эх, господин Якунин! Грустно! При ваших-то «РЖД»-доходах, сделайте для нашего «будущего» льготу — бесплатный проезд на пригородных электричках детям до 14 лет и без всяких там справок и ограничений. Может этих 20–30 рублей им как раз не хватает на чай с пирожком. И Вы, господин Якунин, войдете в историю как благодетель во имя «будущего». Пусть наше «будущее» ездит на электричках бесплатно — на учебу, в театры, музеи, на спортивные площадки и стадионы. Может быть, тогда не будет оно бить стекла, ломать скамейки и двери в вагонах электричек.
   Вот я и приехал. Пора выходить. Дверь не открылась вообще. Наваливаюсь на створку двери, с трудом открываю, кто-то сзади открывает вторую створку. Есть! Первый пошел, второй пошел и т. д. И сваливаемся мы в ночь как парашютный десант во вражеский тыл. Сплошная тьма. Толпа движется по платформе к спуску. В темноте давка, кто-то падает. Крик! Приехали. Смотрю на часы: от Финляндского вокзала до пос. им. Морозова («Платформа 21 км») я добрался за 1 час 30 минут. Бывает и очень часто — дольше. Хотя по расписанию это время должно быть не более 1 часа 10 минут. К сожалению, по расписанию, за исключением времени отправления из конечных пунктов, электрички не ходят никогда!
   А ведь в 70-80 годы прошлого века это же расстояние в 46 км. от «Платформа 21 км» до Финляндского вокзала электричка покрывала за 55–60 минут. Проведем грубый расчет с погрешностью, я думаю, не более 10 %. Ежедневно около 2500 человек отправляются из поселка им. Морозова в электричках на работу из них около 2000 в Санкт-Петербург. Ежедневно на этот путь (туда — обратно) они тратят 3 часаХ2000=6000 часов. Ежемесячно около 120 000 часов, ежегодно — 1 300 000 часов. Вернемся в 80-ые годы прошлого века, когда на этот же путь (туда—обратно) затрачивалось два часа. Тогда в результате простого расчета экономия времени составляет 420 000 часов в год. Это только по одному маршруту и от одной станции. Не ошибусь, если скажу, десятки миллионов часов теряет рабочий люд Ленинградской области, работающий в Санкт-Петербурге из-за регресса на железной дороге. А по России? С одной стороны нам говорят, не хватает рабочих рук, срочно требуются гастарбайтеры. Даже одно сокращение времени в пути на 10–30 минут в зависимости пути следования даст несомненно, скажем условно, тысячи дополнительных рабочих рук только для Санкт -Петербурга.
   Кто-то из высокого железнодорожного начальства озабоченно твердит: пассажирские пригородные перевозки убыточны. Весь вопрос для кого они убыточны и почему? Для ОАО «РЖД», возможно, этот вид пассажирских перевозок убыточен. А для страны, для государства? Сейчас люди, теряя по 2–3 часа своего времени, едут на работу создавать ВВП. И если вдвое сократится это время и люди будут меньше уставать, больше времени будут посвящать своей семей, учебе, спорту. А наши пенсионеры, их ведь тоже миллионы по стране, добираются до садоводств на электричках, преодолевая большие железнодорожно-транспортные трудности. Таким образом, эту проблему надо рассматривать не только как экономическую, но и как социальную.
   Подтолкнуть ОАО «РЖД» к началу немедленной масштабной реконструкции в сфере пригородного пассажирского движения может и должно государство и правительство. Да и мы пассажиры не должны оставаться в стороне. Существуют различные нормативные документы, где за нами пассажирами прописаны кое какие права и обязанности. Правда, получить или купить эти документы крайне сложно, так как, если все пассажиры будут знать не только свои обязанности, но права и требовать их исполнение, то движение пригородных электропоездов можно закрывать навсегда.
   Возьмем для примера такой почти «секретный» документ как «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5. 1198-03» (далее «СП»). Эти нормы и требования устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов и предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ, регламентация которых обеспечивает безопасность условий труда обслуживающего персонала и проезда пассажиров.
   В пункте 6.2.2. «СП» говорится: «Санитарные нормы устанавливаются для параметров микроклимата, освещенности, шума, общей вибрации, инфразвука, состояния воздушной среды, электромагнитных полей в помещениях МВПС» (мотор-вагонный подвижной состав, в нашем случае электропоезда для перевозки пассажиров). Вряд ли кто-то из пассажиров знает об этих правилах, тем более об их содержании. Их почему-то не вывешивают на видных местах как, к примеру, выдержки из документа под названием «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте», где дело в основном касается наших (пассажиров) обязанностей. И это понятно, ведь в «Санитарных нормах...» говорится о том, что практически не выполняется работниками железной дороги.
   К примеру, посмотрим параметры микроклимата в салоне Ш-го класса, то есть в вагоне электрички. Температура воздуха на высоте 1,3–1,5 метра от пола должна быть в самый лютый мороз от 14 до 18 градусов с допустимым отклонением 3 градуса, то есть не ниже +11 градусов, температура пола — не менее +10 градусов, температура стенки — не менее +10 градусов, относительная влажность — 30–70 % (приложение №11 «СП»).
   А что же летом, в жару? Приложение №14 «СП» предписывает при температуре наружного воздуха до +30 градусов, иметь перепад температур с салоном в 6 градусов, т.е. если на улице +29 градусов, то в салоне должно быть 29–6=23 градуса. Если температура наружного воздуха более +30 градусов, то перепад — 12 градусов (пример: 32–12=20 градусов в салоне ). Как вам все это, господа пассажиры? Да великолепно! А в жизни? Зимой в морозы в салоне бывает +5 и ниже, на полу снег не тает-значит минус. Летом в салоне бывает как в бане. Сколько же людей у нас болеет из-за нечеловеческих условий перевозки на железнодорожном транспорте. Разве это не социальная проблема в масштабах России, господин Якунин?
   Не буду утомлять читателей цифрами и терминами. В «Санитарных правилах...» есть много чего интересного. Есть в них и предельно допустимые уровни звука и звукового давления в салоне, освещенности, предельно допустимые значения виброускорений, предельно допустимые уровни электромагнитных излучений. Нам, пассажирам все эти физические факторы известны, мы их апробируем ежедневно на собственной шкуре. Взять хотя бы так называемые «гудящие» вагоны». Гул от компрессоров в них такой, что если бы господин Якунин хоть раз бы проехал в нем минут 30, то вряд ли ему захотелось повторить этот эксперимент.
   И теперь вообразите такое объявление: «Граждане пассажиры, требуйте от работников железнодорожного транспорта неукоснительного соблюдения «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». И что будет, если мы все потребуем их выполнение, что, кстати, вполне нормально и соответствует закону о защите прав потребителей? Я думаю, ничего не будет, если только вы не обратитесь в суд. И там в суде года через два или три, если у вас хватит сил, терпения и вам удастся обосновать и доказать свои претензии, вы, может быть, получите удовлетворение моральное или материальное, несоизмеримое, правда, по своей ничтожности с вашими затратами.
   Все эти правила, нормы, да и сам «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» написаны так, что действенных прав у нас пассажиров практически нет. Большую часть этих документов занимают нормы регулирующие отношения между «РЖД» и грузоотправителями и грузополучателями и вытекающие из них условия перевозки грузов, грузобагажа, багажа. В отношении грузов в них прописано все до мельчайших подробностей. Только человеку, пассажиру в них уделено самое ничтожное место. Вот и выходит, что для господина Якунина, мы пассажиры даже не груз...
   Да, это неприятно для работников ОАО «РЖД», но надо констатировать, что годы застоя и бездействия в сфере пригородных пассажирских перевозок, отбросили нас далеко назад в сравнении с развитыми странами. Я ни в коем случае не хочу обвинить линейных работников железнодорожного транспорта, работников локомотивных депо — они работают на том, что есть, но Вы, господин Якунин должны понимать, что на таких устаревших электропоездах и по таким железным дорогом ездить нельзя! Обидно за наш терпеливый народ! Стыдно за Россию!
   Вот недавно читаю в газете: ОАО «РЖД» получило государственную поддержку на реализацию проекта скоростного движения пассажирских поездов на участке Петербург-Хельсинки в объеме 28 млрд. рублей. А все затраты на этот проект в прогнозируемых ценах будут составлять 79,7 млрд. рублей. Круто! И это понятно, не хочется ударить лицом в грязь перед финнами. А перед нашим пассажиром можно, тем более мы пассажиры сами уже давно в грязи по самые уши.
   Но ведь можно все повернуть в другое русло. Чем не национальный проект —реконструкция и техническое переоснащение сферы пригородных пассажирских перевозок для десятков миллионов россиян. А, господин Якунин? Может, выступите с этой инициативой перед президентом и правительством? А мы потерпим пока и заодно песню допоем:
   
   Снег ли ветер —
   Вспомним, друзья!
   Нам дороги эти
   Позабыть нельзя.

 {jcomments on}

1