ГАЛА-КОНЦЕРТ V МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС КОНТРАБАСИСТОВ ИМЕНИ КУСЕВИЦКОГО

С 4 по 12 декабря 2013 года состоялся V Международный конкурс контрабасистов имени Сергея Александровича Кусевицкого. На конкурс подали явки 39 человек из разных стран: Германия, Бельгия, Испании, Польша, Италия, Англия, Дания, США. Много заявок пришло из России, Украины, Казахстана, Белоруссии. Из российских городов это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань.

Инициатором и организатором этого достаточно редкого музыкального состязания стал известный петербургский музыкант Александр Шило. 

Это единственный уникальный контрабасовый конкурс в России. За все время своего существования конкурс дал путевку в большую творческую жизнь многим музыкантам, чьи имена украшают сегодня симфонические оркестры и концертные залы России и зарубежья.

Детально разработанная, сложная программа предъявляет к конкурсантам требования высокого технического и художественного мастерства.

Значимость проведения такого конкурса велика – без музыкантов-исполнителей на контрабасе не обходится ни один оркестр.

Первый конкурс контрабасистов имени С.Кусевицкого был проведен в 1995 году в Москве по инициативе профессора Московской консерватории Л.В.Ракова. В течение двенадцати лет А.Шило неоднократно пытался организовать второй конкурс, но лишь в 2007 году ему удалось добиться проведения этого интереснейшего музыкального соревнования. 
III конкурс прошел под знаком 135-летия со дня рождения великого русского контрабасиста и дирижера Сергея Александровича Кусевицкого.

В 2014 году исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русского контрабасиста Сергея Александровича Кусевицкого. Контрабасисты-виртуозы очень редки, появлялись они раз в полстолетие, так что публика успевала забыть об их существовании. В России до Кусевицкого, кажется, не было ни одного, а в Европе за пятьдесят лет до того был Боттезини, а еще за пятьдесят лет до него - Драгонетти, для которого Бетховен написал специально партии в 5-й и 9-й симфониях. 

Сергей Кусевицкий в 1894 окончил Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе по классу контрабаса, с 1901 там же преподавал. Концертировал как виртуоз-контрабасист в России и за границей. С 1905 жил в Берлине, занимался дирижированием у К. Мука и Ф. Вейнгартнера, выступал как дирижёр. В 1909 основал в Берлине "Российское музыкальное издательство" в целях пропаганды творчества русских композиторов. В 1909 создал в Москве симфонический оркестр, выступавший под его управлением во многих городах России. В 1917—20 возглавлял Государственный симфонический оркестр (бывший Придворный, Петроград). В 1920 уехал за границу. В 1924—49 главный дирижёр Бостонского симфонического оркестра, с которым впервые исполнил ряд новых сочинений, в том числе 4-ю симфонию Прокофьева, "Симфонию псалмов" Стравинского, 1-ю симфонию Онеггера, 3-ю симфонию Русселя, "Турангалилу" Мессиана (многие из них создавались по его инициативе). К. был также первым исполнителем в США 9-й симфонии Шостаковича и 5-й симфонии Прокофьева. С 1943 президент музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы. Как дирижёр отличался наглядностью дирижёрской техники, умением соединять темперамент с самообладанием, как воспитатель оркестра — требовательностью, позволявшей ему добиваться высокого технического совершенства оркестрового исполнения. Автор музыкальных произведений для контрабаса.

Сергей Александрович Кусевицкий был человеком многих ипостасей. Главных было три — контрабасист-солист, дирижер, общественный и музыкальный деятель. Три ипостаси, три славы. Конечно, никто не мог предполагать, что родившийся в далеком 1874 году в семье отставного военного музыканта, в маленьком, затерянном на западе России городке Вышний Волочек мальчик станет великим артистом. Яркий портрет мастера оставил русский виолончелист Г. Пятигорский: "Там, где пребывал Сергей Александрович Кусевицкий, законов не существовало. Все, что препятствовало выполнению его замыслов, сметалось с дороги и становилось бессильным перед его сокрушающей волей к созданию музыкальных монументов... Его энтузиазм и безошибочная интуиция прокладывали путь молодежи, ободряли опытных мастеров, нуждающихся в этом, воспламеняли публику, которая, в свою очередь, вдохновляла его к дальнейшему творчеству... Его видели в ярости и в нежном настроении, в порыве энтузиазма, счастливым, в слезах, но никто не видел его равнодушным. Все вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник. Общение было для него постоянной, жгучей потребностью. Каждое исполнение - фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пустяков не существовало".

Контрабасисты-виртуозы очень редки, появлялись они раз в полстолетие, так что публика успевала забыть об их существовании. В России до Кусевицкого, кажется, не было ни одного, а в Европе за пятьдесят лет до того был Боттезини, а еще за пятьдесят лет до него - Драгонетти, для которого Бетховен написал специально партии в 5-й и 9-й симфониях. 

На 2014 год запланировано несколько крупных мероприятий, посвященных этому событию.

Одним из таких событий является Гала-концерт лауреатов V Международного конкурса контрабасистов имени С.А.Кусевицкого. Именно с этого концерта начнется Год празднования 140-летия со дня рождения выдающегося русского музыканта.

1